Аграрные новости

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Аграрные новости » Аграрные новости » Зерновые культуры, мука, крупа


Зерновые культуры, мука, крупа

Сообщений 21 страница 30 из 35

21

Низкие цены в Иркутской области не позволяют продать зерно, себестоимость выше закупочных цен на 1000 руб.

К такому выводу пришли участники круглого стола "О мерах по стимулированию сельскохозяйственного производства", сообщает ИА "Сибинфо".

Заседание проводилось комитетом по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания. Участники отметили, что сегодня сельское хозяйтво региона пребывает в критическом состоянии.
Главными проблемами были названы нереализованное зерно и задолженность по кредитам сельхозпроизводителей. Отметим, что в прошедшем сезоне регион произвел 650 тысяч тонн зерна плюс 330 тысяч тонн с 2008 года. Таким образом, область располагает 980 тысячами тонн зерна. Низкие закупочные цены не позволяют продать его. Цена 3000-3700 руб/т сельхозпроизводителей не устраивает, поскольку себестоимость составляет 4700 руб/т. Сами производители намерены и дальше ждать повышения закупочной цены.
Проблему долгов перед лизинговыми  компаниями на поставку сельхозтехники уже окрестили «убийственной» для сельского хозяйства Иркутской области. Отмечается, что техника, полученная в лизинг, будет изыматься. Ряд хозяйств уже объявили себя банкротами, однако ситуация может усугубиться, если эти проблемы не решить в кратчайшие сроки. Соотвествующее обращение на днях будет направлено губернатору региона Дмитрию Мезенцеву.

22

Алтайский губернатор - за повышение прозрачности зерновых интервенций

30/11/2009 13:21:00

Губернатор Алтайского края Александр Карлин направил телеграмму в Минсельхоз РФ с предложением сделать закупочные интервенции на рынке зерна более прозрачными, сообщило агентство АПК-информ со ссылкой на начальника Главного управления сельского хозяйства края Александра Чеботаева.

«Организаторы торгов на сегодняшний день не учитывают очень многих моментов. Во-первых, не соблюдается принцип пропорционального предоставления объемов закупа собранному в субъектах зерна. Даже внутри одного СФО не понятно распределение по базисам», - объяснил одну из причин обращения в Минсельхоз А.Чеботаев.

В один базис, по его словам, были внесены Алтайский край и Новосибирская область, где объем полученного урожая превышает 50% собранного зерна в СФО. Тем не менее, уточнил руководитель ГУ, для каждого базиса предоставляется одинаковое количество лотов. «Хотя по логике вещей на наш базис должны были выделить как минимум 150 лотов из 300 предоставленных для Сибири», - добавил начальник сельхозуправления.

Информагентство РАД

23

Текущее состояние зерновой отрасли России (А.Злочевский)

В Москве 19 ноября состоялась пресс-конференция на тему "Текущее состояние зерновой отрасли России, проблемы и перспективы" на которой президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский рассказал о текущем состоянии зерновой отрасли РФ.

- Какое место занимает Россия в мире по поставкам зерна, экспорту? Каковы у нее перспективы? Улучшим ли мы свои позиции?
- Россия входит в пятерку крупнейших экспортеров мира. Мы рассчитываем в ближайшее время закрепить за собой позиции второго экспортера пшеницы, а перспективе - выйти и на первое место. Это наша ниша, мы базируемся на производстве пшеницы. Ничто не мешает нам выйти в лидеры.
На текущий момент лидер по экспорту пшеницы - США, порядка 30 млн тонн ежегодно. Россия приближается к аналогичным показателям.
Что касается стратегии: существует программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., одобренная Правительством, в которой говорится, что к 2020 г. валовой сбор зерна в РФ должен составить 125-140 млн тонн. Напомню, что рекорд валового сбора зерна в России был установлен в 1978 г. - 127,8 млн тонн. Правда, тогда было засеяно 78 млн га, а в текущем сезоне - 48. Соответственно, к 2020 г. мы рассчитываем на экспорт в 40-50 млн тонн.
- Как Вы считаете, необходима ли поддержка государства экспортерам?
По этому к интервенциям требуется дополнение: экспортное стимулирование, то о чем давно говорили, поскольку наш рынок сузился и экспорт сегодня осуществляется в убыток. А сузился он по объективным причинам: страны - традиционные потребители нашего зерна собрали хороший урожай в текущем сезоне и потребность в экспортном зерне сократилась примерно на 9 млн тонн и все эти 9 млн были нашими.
И все-таки в России цены падали медленней, чем на мировом рынке и отрицательная разница в ценах сохранилась, а складывается она по структуре издержек, которые очень высоки.
Экспорт осуществляется не в силу рентабельности экспортеров, а в силу того, что отказ от осуществления экспортной операции приводит к большим убыткам, чем к осуществлению экспортной операции, соответственно, эти убытки, поскольку дешевле обслуживаются, осуществляются, но темпы экспорта ниже, чем в прошлом сезоне.
Ожидается, что активность экспортеров будет постепенно нарастать, и мы сумеем в течение сезона вывести порядка 20 млн тонн.
Естественно необходима государственная поддержка для экспортеров. В первую очередь необходимы экспортные гарантии, специализированные программы для государственного экспорта, кредиты. Разговор на эту тему сейчас идет. Это достаточно сложный механизм и быстро не реализуется, хотя возможности есть и политическая воля созрела для того, чтобы начать такие программы, вплоть до прямых транспортных субсидий.
В прошлом сезоне наши экспортные ресурсы составляли 25-26 млн тонн по нашим расчетам, а мы вывезли 23,5 млн тонн. В текущем сезоне приближаемся к 28 млн тонн. Значит все, что не вывезем - останется в виде интервенционного фонда.
В общем нынешняя ситуация требует и стимулирование экспорта, и интервенции. Плюс к этому мы сейчас прорабатываем еще один инструмент, очень важный с нашей точки зрения - залоговые закупки. Механизм по залоговым закупкам, такой же, как по интервенционным, разница в том, что исключена биржа, зерно должно закупаться с дисконтом, на уровне себестоимости. Сегодня средняя себестоимость по стране - 3450 руб./т пшеницы, соответственно аналогичная цена должна существовать и при залоговых закупках. Закупки будут производиться по особому контракту с правом обязательного выкупа, установленным Правительством до 1 мая. Соответственно крестьянин получает деньги под залог зерна. В случае невыплаты в установленный срок зерно переписывается в интервенционный фонд. Выигрывают все, да и крестьяне получают практически бесплатный кредит.
Также мы беседуем в отношении того, чтобы государство компенсировало стоимость хранения зерна пока оно лежит на элеваторе. Ну и разговариваем о субсидии на поставки: агент берет кредит у государства для крестьянина в Россельхозбанке, а ставку субсидирует государство. Такой механизм был бы очень выгоден крестьянам. Они могли получить дешевые ресурсы в тот момент, когда им необходимо, а не сбрасывать зерно по дешевке.
Сегодня именно такая обстановка, наступило время погашения обязательств. Наверное, декабрь, это традиционное время, когда крестьяне вынуждены даром сбрасывать зерно, поскольку надо выполнять финансовые обязательства. И нет возможности подержать зерно до лучших времен, хотя цены могли быть куда более оптимистичными.
Если все эти механизмы сложить, то в принципе рыночную обстановку можно достаточно существенно улучшить, но одним инструментом это сделать невозможно. Интервенционная машина работает исправно.
- Какова ситуация в стране с элеваторами?
- В России с элеваторным хозяйством довольно тяжелая ситуация, связанная не с отсутствием емкостей, а с отсутствием денег. В советский период строили элеваторы с плановым расчетом на то, что зерно будет храниться в местах распределения. Всего емкостей для хранения на 95 млн тонн, оставшиеся в наследство от советского периода, из них исправных - 64, остальные в неисправном состоянии.
Рабочих емкостей, для сохранности зерна, что там лежит, по всем критериям на 100%, - не более 5 из этих 64, а остальные не соответствуют критериям: где-то крыша течет и т.д. Т.е. какие-то проблемы с емкостями в любом случае имеются, многие требуют существенных реконструкций. Плюс у нас 102 млн тонн амбарного хранения (в хозяйствах), но этого мало, чтобы сохранить количество и качество.
Вот эти 64 млн тонн разбросаны по стране. Это емкости, которые строились в местах потребления. Например, в Архангельске зерна нет, а элеватор стоит огромный. В то же самое время в тех местах, где производство сконцентрировано емкостей не хватает, особенно это касается Центрального федерального округа.
А так же это регионы северного Поволжья, там вообще плачевная ситуация. Например, Нижний Новгород: производство зерна выросло до 1 млн 400 тыс. тонн, только за год "привес" составил 200 тыс. тонн, а весь объем емкостей для хранения зерна в области составляет 300 тыс. тонн. К чему это приводит? Да к тому, что крестьяне вынуждены продавать зерно сразу и по цене, какую предложат, другого выхода нет.
Нынешняя инфраструктурная болезнь серьезно влияет на рыночную обстановку. В прошлом сезоне уже мы потеряли, по нашим оценкам, примерно 2,5 млн тонн зерна от общего запаса. Это - минимум, а реально может быть и больше.
Конечно, инфраструктурную проблему надо решать, для этих целей уже ведется активная разработка ведомственной программы. Сейчас объявлен конкурс для разработки программы, описывающей инфраструктуру. Мы настаиваем на том чтобы туда вошли все традиционные меры поддержки: субсидирование ставок, лизинг техники, оборудования и т.д. Необходимо не только строительство новых емкостей, но и модернизация уже существующих.
В самом плачевном состоянии находятся государственные элеваторы. А там, где элеваторы перешли в собственности, где находится не по 1 элеватору, а по 10, вот там проведены реконструкции и все находится в наилучшем состоянии.
- Какими Вам видятся перспективы глубокой переработки зерна? Что выгодней: отправлять зерно на экспорт или перерабатывать его?
- Я не стал бы сопоставлять глубокую переработку зерна с его экспортом, это разные вещи, одно другому не мешает. Хотя я считаю, что России выгодней экспортировать продукты с высокой добавленной стоимостью, а не сырье. Чем выше добавленная стоимость, тем выгоднее для страны, поэтому мы отдаем приоритет экспорту муки.
Но я повторяю: одно другому не мешает. Муки мы сейчас экспортируем, например, за прошлый сезон, порядка 600 тыс. тонн, а зерна - 23,5 млн тонн. Крупнейший экспортер муки в мире на сегодняшний день - Казахстан, который экспортирует более 2 млн тонн.
К сожалению, так сложилось исторически, рынок продукции глубокой переработки у нас не востребован с точки зрения инвестиций, мы очень мало вкладываем в глубокую переработку зерна и вся продукция переработки у нас импортная. Надо развивать глубокую переработку зерна, это стратегически важно для России, поскольку мы импортируем очень дорогую продукцию и много денег уходит за рубеж, хотя все сырье есть здесь.
Это касается и кукурузы. В прошлом году собрали рекордный по нашим меркам урожай, 1 млн 400 тыс. тонн вывезли на экспорт, притом, что завозим практически все кукурузные хлопья из такой же кукурузы, как наша. Т.е. рынок кукурузы есть, а продуктов для ее переработки нет. Я уж не говорю про крахмало-паточную промышленность.
Данное положение дел конечно надо исправлять и для этого требуется целенаправленная программа.
Почему инвестиции не текут в эту сферу? Долгая окупаемость, не выгодно, так что бизнес сам туда не пойдет. Стоимость завода глубокой переработки - это десятки миллионов долларов, если не сотни. Дорогое оборудование. Поэтому без специальных программ стимулирования, такие заводы в России просто так не появятся.
- Расскажите про региональные зерновые союзы? Почему РЗС рассматривает это как очень важный, приоритетный вид деятельности?
- Это один из приоритетных проектов Российского зернового союза. Я считаю, что это действительно очень важная для нашего рынка, для крестьян.
Программу по развитию региональных зерновых союзов мы начали несколько лет назад, предварительные работы были проведены, и практически в нынешнем году первые региональные союзы уже появились. На 2009 г. у нас в плане стояло 22 региональных союза. Сегодня уже зарегистрировано 18, еще 5 находятся на регистрации. На следующий год у нас стоит еще 20. Всего планируем охватить 52 региона. В ближайшие 2 года должно появиться 42 союза, и в 2009-2010 гг. они должны начать функционировать.
Мы сегодня ведем практически всю нашу деятельность на федеральном уровне. Работаем с региональными властями без обратной связи. То есть, грубо говоря, защищая интересы крестьян, упускаем региональную обратную связь, которая играет очень большую роль.
Поддержка осуществляется не только на федеральном уровне. Вся федеральная поддержка обусловлена и региональными бюджетами, все, что выделяется, идет как софинансирование. Существует большая разница в объемах софинансирования, в методах. Региональная политика играет очень большую роль, ее невозможно учесть, пока нет региональной сети. И строим мы ее не как филиальную сеть, не как вассальную зависимость от федерального центра. Это самостоятельные региональные зерновые союзы сельхозпроизводителей, которые входят на добровольной основе в федеральный зерновой союз.
В дальнейшем мы планируем укрепить этот фундамент и организовать правление, состоящее из глав региональных союзов, с контрольным пакетом правления у региональных союзов, с тем, чтобы региональная сила была доминирующей и на федеральном уровне.
Такая программа работает уже сегодня. Надеюсь, что через некоторое время, буквально через 1-1,5, в массовом порядке вся российская региональная сеть будет работать, и будет получать очень мощную поддержку.
- Как Вы оцениваете итоги агрострахования в 2009 г.с учетом засухи? И как Вы считаете, нужна ли сельхозпроизводителям поддержка со стороны государства?
- Безусловно, поддержка в области страхования нужна, но она должна быть другой. Посмотрите, как у нас выглядит традиционный страховой механизм. Наиболее мощный инструмент - это компенсации за счет погибших посевов. В 16 регионах объявили чрезвычайную ситуацию из-за засухи, но из них только 4 собрали меньше, чем в прошлом году. Сумма, которая сегодня звучит в качестве компенсации - 11 млрд рублей, а это большие деньги.
С другой стороны, есть беда другого свойства: там, где проводится коммерческое страхование, там не производится компенсация. То есть где-то существует излишняя компенсация, где, может быть, и не надо было компенсировать, а где-то идет недорасходование.
Надо переложить компенсацию за погибшие посевы на коммерческое страхование, но для этого необходимо обеспечить надежные механизмы возмещения.
Сегодня получается так: крестьянин пошел в коммерческую компанию, застраховал, заплатил премию, которая компенсирует какую-то маленькую часть, и то, не всем. У него действительно что-то случилось, погибли посевы по каким-то причинам, а возмещения нет.
На сегодняшний день складываются такие условия, что по разным причинам страховая компания может избежать возмещения. Ну и зачем такое страхование?
- Россия сейчас наращивает экспортный потенциал, но параллельно государство поддерживает развитие животноводства. Не секрет, что избыток зерна в стране во многом возник из-за сокращения животноводства. Если пойдет подъем животноводства, будет ли нам хватать зерна и для внутреннего потребления, и на экспорт?
- Это старая сказка, которая звучит с разных трибун еще с советских времен. Многие просто не понимают, что в связи с развитием животноводства мы сокращаем потребление зерна, а не увеличиваем.
В советский период в птицеводстве конверсия корма составляла 3,6 кг комбикорма на 1 кг живого веса. Сегодня затраты корма сокращены в два с лишним раза. За счет чего это происходит? За счет новых технологий, а именно - увеличения доли белков и сокращения доли зерновых.
Произошла революция в генетике, в кормлении и в условиях содержания. Что происходит в свиноводстве. Сегодня с 50% личного подворья переведено в промышленные комплексы. В личных подворьях соблюдается пропорция 8 кг на 1 кг живого веса, а в современных промышленных комплексах - менее 3 кг. Среднемировой показатель - 2,6 кг. В среднем по России на текущий момент - уже 4,6 кг. А когда мы полностью переведем все поголовье в промышленные комплексы, у нас сократится доля зерна в кормах, увеличиться она не может. А вот когда мы доведем конверсию кормов до среднемирового показателя - это другой вопрос.
По большому счету, без разницы, что с зерном делать - на экспорт отправлять или внутри потреблять, лишь бы был сбыт. Но свой сбыт надежнее, чем экспорт. Мы за то, чтобы за добавленную стоимость экспортировать, животноводческую продукцию. Но мы не можем обеспечить внутренний спрос благодаря только развитию животноводства. К сожалению или к счастью, но связано это с технологиями. Это объективная реальность, мы вынуждены сплавлять излишки.

Зерно на IDK.RU

24

В Новосибирской области начинают действовать меры господдержки зернопроизводителей.

01.12.09 16:41 | Regnum | Advis.ru |

С 1 декабря в Новосибирской области объявлен прием документов на получение финансовых средств, предусмотренных мерами государственной поддержки для эффективного использования зерна урожая 2009 года. Как сообщили в пресс-службе администрации Новосибирской области, финансовые выплаты по всем направлениям поддержки будут производиться из бюджета 2010 года.

В департаменте АПК Новосибирской области уточнили, что проект постановления о порядке получения помощи уже подготовлен и будет утвержден в ближайшее время.
В пресс-службе напомнили, что с 1 декабря 2009 года по 1 июня 2010 года на территории региона действуют следующие меры поддержки зернопроизводителей: субсидирование процентной ставки в размере 20% ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам, полученным под основной залог зерна урожая 2009 года; субсидирование процентной ставки в размере 50% ставки рефинансирования ЦБ РФ по целевым кредитам, полученным заготовительными, торговыми и иными организациями на закупку зерна у товаропроизводителей региона; компенсация части затрат на оплату ж/д тарифа в размере 300 рублей за одну тонну зерна, муки и других продуктов из зерна, закупленного у производителей области.

Кроме того, в целях стимулирования внутреннего спроса на зерно, с 1 июня 2009 года по 1 апреля 2010 года производится компенсация части затрат в размере 300 рублей за одну голову поросят, приобретенных для откорма личными подсобными хозяйствами у сельхозорганизаций и фермеров. В Усть-Таркском районе сообщили, что эта мера поддержки будет очень привлекательной для жителей области. Стоимость поросенка для откорма в декабре-январе - от 1.000 до 2.000 рублей (в зависимости от удаленности от районного центра, а также от породы поросенка). То есть региональная компенсация составит 15-30% за каждого поросенка.

25

Доктрина продовольственной безопасности РФ одобрена.

Депутаты Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам одобряют Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации. Об этом сообщил Председатель Комитета Валентин Денисов в ходе круглого стола «Продовольственная безопасность России: актуальность и перспективы», который прошел в Госдуме 2 декабря.

Наконец-то в стране появилось государственное понимание продовольственной безопасности, заметил В. Денисов. – Доктрина – это базис, с которого начнется дальнейшая работа.

Ожидается, что Доктрина продовольственной безопасности РФ, в которой обозначены цели, задачи и основные направления государственной политики по обеспечению продовольствием населения страны будет принята до конца 2009 года. В пятницу, 4 декабря документ будет рассмотрен на Совете Безопасности РФ.

Как заметил один из разработчиков Доктрины директор ВНИИЭСХ Иван Ушачев, некоторые ключевые моменты этого документа, касающиеся, например, размеров бюджетной поддержки аграрного сектора, механизмов разрешения проблем на продовольственном рынке и т.д. были утрачены в процессе согласования на разных уровнях. Однако они могут быть включены в программу реализации Доктрины, разработку которой в кратчайшие сроки поручено завершить ВНИИЭСХ, добавил ученый.

Доктрина – это хорошо, но это идеология, - заявил он. - Продовольственная безопасность государства может быть обеспечена лишь тогда, когда ее гарантом выступает закон. Позже мы поставим вопрос о принятии федерального закона о продовольственной безопасности России, - подчеркнул он.

Диана Насонова «Крестьянские ведомости»

26

7 декабря 2009 12:01
В Алтайском крае увеличится финансовая поддержка предприятий АПК

В часности, большей станет сумма субсидий для сельхозпредприятий, оформивших кредиты.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин подписал специальное распоряжение, направленное на повышение финансовой устойчивости сельхозпредприятий, снижение негативного воздействия мирового финансового кризиса, повышение эффективности сельхозпроизводства. А главная задача документа -  обеспечение рационального использования зерна нового урожая. По условиям распоряжения за счет краевого бюджета увеличится сумма субсидий для сельхозпредприятий, оформивших кредиты.
В частности, для всех предприятий, которые занимаются производством мяса и молока, увеличены субсидии на уплату процентов - до 7 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования Центробанка. Данная мера применяется к кредитам, оформленным на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих комплексов, приобретение скота и пополнение оборотных средств. По кредитам, привлеченным для приобретения сельхозтехники и оборудования, субсидия из краевого бюджета составит 10 процентов ставки рефинансирования Центробанка.
Сельхозтоваропроизводители, которые не занимаются мясным и молочным скотоводством, могут привлечь льготный кредит на пополнение оборотных средств с поддержкой из бюджета в размере 20 процентов ставки рефинансирования Центробанка, и необходимые средства на эти цели уже заложены в краевом бюджете.
Кроме того, в крае уже разрабатывается программа, которая позволит поддержать перерабатывающую промышленность и сельхозтоваропроизводителей, в этом регион рассчитывает на финансовую помощь федеральных властей.
Добавим, что объем выделяемых в Алтайском крае ресурсов в разы превышает суммы, предусмотренные в других территориях России на поддержку зерновой отрасли.

Зерно-онлайн

27

ИНТЕРВЕНЦИИ 2009: Сибирские цены закупки продолжают снижаться

На торгах впервые начались закупки на базисах в том числе Дальнего Востока (Амурская область, Хабаровский край). С учетом доставки зерна до местных элеваторов цена закупки оказалась или близка к предельной (пшеницы 3 класса – 5250 руб./тонна) или на уровне предельной (пшеница 4 класса – 4800 руб./тонна).

Но это позволило поднять среднюю «температуру по госпиталю» (т.н. средневзвешенную цену торгов) лишь для 4 класса.

http://www.zol.ru/z-news/uploads/dinamica1.gif

Ценовой (закупочный) тренд 3 класса в большинстве зернопроизводящих регионах, таких, как Сибирь, остается нисходящим.

http://www.zol.ru/z-news/uploads/dinamica2.gif

На невысоком уровне остаются цены и в другой группе сибирских регионов (интерес к пшенице которых проявляют в том числе компании-экспортеры).

http://www.zol.ru/z-news/uploads/dinamica3.gif

Как выясняется, «игра» с набором базисом для каждой отдельной торговой сессии позволяет регулировать цены закупки. Так, при закупке 01 декабря продовольственной ржи на объединенных базисах Брянская, Кировская, Нижегородская области, Башкортостан, Татарстан была получена цена 2050-2150 руб./тонна. На торгах 03 декабря из данного набора были исключены Башкортостан и Татарстан и цена сразу поднялась до 3300-3550 руб./тонна. В другой сессии по ржи закупка велась и 01-го и 03-го декабря на неизменных базисах Оренбургская, Курганская, Свердловская, Челябинская области. В результате максимальная цена закупки не изменилась – 1950 руб./тонна, зато минимальная снизилась с 1800 руб./тонна до 1700 руб./тонна. 

http://i48.tinypic.com/x2m1yt.jpg

28

Сколько сеять в тоннах? Алтайские крестьяне столкнулись с кризисом перепроизводства

07.12.2009

В этом году Алтайский край впервые с 1972 года собрал рекордный урожай зерна – 6 миллионов тонн в бункерном весе. Но как оказалось, к рекордам нынешнее сельское хозяйство было совершенно не готово.

Несколько месяцев подряд в Алтайском крае закупочные цены на зерно третьего класса не поднимались выше 3200-3600 рублей и держались практически на уровне себестоимости. Несмотря на это, некоторые крестьяне вынуждены были «идти на поводу» у зернопереработчиков и сдавать зерно за бесценок, потому что необходимо было гасить кредиты, выплачивать зарплату, да и хранить такие объемы просто негде.

Стоит отметить, что ситуация и других в регионах Сибири - Новосибирской, Омской областях, Красноярском крае, где также собрали большие урожаи зерновых, обстояла ничуть не лучше. И чем больше накалялась ситуация на зерновом рынке, тем чаще стали говорить о государственных закупках зерна, которые вроде как должны сбалансировать цену. Но первый день интервенций 2 ноября поверг всех в шок - в ходе торгов цена опустилась до 3150 рублей за тонну. Государство закупало зерно по той же цене, что и элеваторы. Возникли разные версии, почему так произошло. Министр сельского хозяйства Елена Скрынник нашла этому свое объяснение, заявив, что при плане в четыре миллиона тонн в текущем году Алтайский край произвел шесть миллионов тонн зерна, как следствие, цена на торгах со стартовых 6 тысяч рублей за тонну пшеницу третьего класса упала до 3300 рублей. В связи с этим министр подчеркнула, что зерно необходимо производить, исходя из внутренних потребностей и экспорта.

Заявление Елены Скрынник оказалось довольно неожиданным на фоне попыток краевой администрации увеличить урожай за счет освоения новых посевных площадей и интенсификации производства. Еще весной губернатор Алтайского края Александр Карлин говорил: «Земледельцы Алтая планируют вырастить и собрать не менее четырех миллионов тонн зерна, 182 тысячи тонн подсолнечника на маслосемена. Чтобы добиться этого мы вновь увеличиваем посевные площади под основными сельхозкультурами. Таким образом, уже нынешней весной в крае не останется брошенных и нераспаханных полей».

Если же следовать логике министра сельского хозяйства, получается, что мы столкнулись с перепроизводством зерна. Отсюда вытекает ряд закономерных вопросов. Нужно ли наращивать объемы производства зерна, если сбывать его все равно некуда? Кто должен рассчитывать необходимый объем производства? Что сегодня делать крестьянам, которые стали заложниками высокого урожая? На эти вопросы ПолитСибРу попросил ответить экспертов.

Вырастить зерно – 50% дела, вторая часть – его реализовать

Исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований края Александр Вайс:

Александр Вайс
- У нас нет проблемы перепроизводства зерна, у нас не отлажена система его сбыта. Если правильно подойти к его реализации, то зерно может стать вторым стратегическим сырьем после нефти и газа. Регионы Сибири зерном обеспечены, поэтому надо вывозить за пределы России, но здесь уже все зависит от работы на государственном уровне, и не нужно перекладывать эти проблемы на регионы.

Вырастить зерно – это только 50% дела, вторая часть – это его реализовать. И это целая наука, которая у нас находится пока в зачаточном состоянии. Во всем мире этим занимаются на уровне государства. Для этого должна быть выстроена аналитическая система, сориентированная не только на внутренний рынок, но и на внешний, чтобы иметь информацию об урожае или неурожае в других государствах. Окончательное решение, что и сколько сеять, конечно, должно оставаться за фермером. Пока у нас некому дать крестьянам прогноз по структуре посевных площадей и востребованности тех или иных культур.

Конечно, это не оперативное решение вопроса, необходимо поменять ряд законодательных актов. Я думаю, в перспективе государство займется этим, потому что 2009 год показал, что рынком зерна необходимо заняться.

Что касается нынешней ситуации, то, думаю, цена на зерно увеличится. Она уже сейчас на интервенционных торгах поднялась. Я считаю, что если бы торги начались раньше, было бы только хуже, потому что на Алтае из-за погодных условий зерно не успело созреть. Первоначально было предложено проводить торги в августе, но в августе мы даже не начали уборку. Как бы крестьянин участвовал в интервенциях, если у него пшеница в поле стоит? Хотя дней на десять торги, конечно, можно было начать и пораньше.

Антикрестьянское заявление отраслевого министра

Бывший спикер Алтайского краевого Cовета народных депутатов Александр Назарчук:

Александр Назарчук
- Моя позиция, как человека, который занимался сельским хозяйством: хлеб был всегда мерилом богатства государства. Если бы кто-то в государстве думал об экономике, он никогда бы не сказал, что надо производить зерна столько, сколько может потребить территория. Это антикрестьянское заявление отраслевого министра. Нам на внутреннее потребление нужно всего 500 тысяч тонн. Плюс семена – это 600-700 тысяч тонн. Примерно необходимо два миллиона тонн зерна. И если мы будем производить именно столько зерна, то министр должна задать себе вопрос: а что будет делать в таком случае Москва? Кто будет ее кормить? Кто будет кормить города, начиная с Кемеровской области и заканчивая Дальним Востоком, у которых зерна нет? Алтайский край всегда был житницей страны, и были годы, когда Алтай спасал страну от голода. В 1972 году Алтайский край продал 23% всей продовольственной пшеницы, которую заготовило государство, то есть пятую часть.

Над этой проблемой которую обозначила Елена Борисовна (Скрынник, министр сельского хозяйства – ПолитСибРу) я бился, будучи министром и председателем комитета Госдумы. И был принят закон «О закупках и поставках продовольствия и продукции сельского хозяйства для государственных нужд». По этому закону, если крестьянин не может реализовать на рынке по справедливым ценам зерно, государство должно купить его по той рентабельной цене, которая объявляется в начале года. Но про этот закон забыли. Он сейчас не работает. Я неоднократно говорил в правительстве: выполняйте закон или отмените его вообще, и скажите крестьянам, чтобы они жили, как хотели.

Придумали дурь – интерна этой бирже то же самое, что и на свободном рынке. Вот министр сельского хозяйства объявила в начале года, что государство будет закупать по шесть тысяч за тонну зерна, а интервенционные торги начались, и государству зерно оказалось не нужным. Сказали, что государство закупит где-то четыре миллиона тонн из ста. Это абсолютно никак не влияет на рынок. Нужно изъять минимум 25% произведенных объемов зерна - тогда рынок отреагирует.

Зерна в мире не хватает, и если бы государство думало о крестьянах, оно бы занималось внешнеэкономической деятельностью. Но зерно, которое закупили у сельхозпроизводителей еще в прошлом году, лежит, и его не знают куда деть. Думаю, что эти два года просто породят у крестьян абсолютную апатию.

Необходимо продвижение продукта на внешние рынки

Президент Союза зернопереработчиков Алтая Виктор Фоминых:

Виктор Фоминых
- Необходимо не сокращение объемов производства любого вида продукции, а продвижение этого продукта. Этим должны заниматься московские чиновники - помогать губернатору продвигать продукт на внешние рынки. Для этого необходимо решить многие вопросы, которые относятся к сфере межгосударственных отношений, а также расширять инфраструктуру терминалов, отгрузочных станций и переходов, которые не могут пропустить большие объемы зерна к нуждающимся регионам.

Продовольствие – это воспроизводимый ресурс, поэтому необходимо наращивать объемы производства зерна, вытесняя нефть и газ, идущие на экспорт. Алтай в этом плане уникальный регион, который имеет возможность и нарастить посевные площади, и с помощью новых технологий поднимать урожайность и качество зерна. Мы продвигаем 80% производимого и переработанного продукта на внешние рынки за пределы края, но больше не можем, потому что дальше уже начинаются государственные отношения.

Эту тему мы не один раз поднимали, но какой-то конкретной поддержки со стороны правительства нет. Высокопоставленные чиновники начали высказывать мнения, что надо заниматься поддержкой экспорта той же муки, но пока кроме разговоров ничего. И подобные заявления Елены Скрынник - это действия не государственного деятеля, который, напротив, должен мотивировать сельское хозяйство на увеличение производства, помогать продвигать продукцию.

Наша экономика держится на сельском хозяйстве, у нас нет угля, металла, у нас не на чем развиваться, кроме как на производстве сельхозпродукции, поэтому попытки краевых властей наращивать объемы производства вполне обоснованы. Куда сейчас девать зерно? Решить эту проблему внутри региона можно только со временем, с наращиванием объемов производства животноводческой продукции.

Посевную-2010 мы должны спланировать

Депутат Алтайского краевого законодательного собрания Сергей Серов:

Сергей Серов
- Экстенсивным методом нам двигаться уже некуда, необходимо идти по интенсивному пути. Елена Скрынник права в том плане, что структура посевных площадей должна согласовываться и планироваться. Два года подряд складывалась хорошая цена на зерно – порядка шести тысяч рублей за тонну, и все ринулись засеивать поля зерновыми. Цена, конечно, упала. А если бы структура посевных площадей была сбалансирована, такой проблемы бы не было. Например, фермер Гуков еще в прошлом году почувствовал, что цена на пшеницу все равно упадет, поэтому посеял не только зерновые, но и подсолнечник, кормовые - экспарцет, люцерну. И вопросов по реализации у него не было, рентабельность получилась на высоком уровне.

Поэтому все мы сошлись во мнении, что посевную 2010 года мы должны спланировать: сколько необходимо посеять зерновых, технических, кормовых культур. Это должно осуществляться через управление сельского хозяйства, поскольку оно оказывает поддержку крестьянам: субсидирование, дотации. Оно как раз будет инструментом, рычагом в планировании посевных площадей.

Ни о каком перепроизводстве зерна не может быть и речи. Вся проблема в том, чтобы перераспределить зерно внутри России, я считаю, что этим министерство сельского хозяйства и должно заниматься. Сейчас мы вынуждены сами искать рынки сбыта. Алтайские сельхозпроизводители много теряют на транспортировке зерна. Мы неоднократно обращались в правительство, чтобы снизили железнодорожные тарифы. Для этого надо приравнять зерно к первой группе, а пока зерно и продукция его переработки относится ко второй группе. То есть если мы везем уголь по России, то платим за тонну 350 рублей, если повезем зерно или муку – более тысячи рублей за тонну. Кроме того, у нас не занимаются экспортом, нет терминалов. Сейчас мы продаем незначительные объемы зерна в Японию. Они готовы покупать у нас полтора миллиона тонн, но у нас нет во Владивостоке порта, чтобы отправить зерно.

Нет своего хлеба – будешь кормить чужую армию

Депутат Государственный Думы, член фракции КПРФ Николай Харитонов:

Николай Харитонов
- Производить зерно необходимо, но беда в том, что сегодня катастрофически сократилось поголовье крупнорогатого скота, свиней и птицы. В России осталось 9,2 миллиона дойного стада вместе с личным подсобным хозяйством, хотя во время войны в РСФСР только в колхозах и совхозах был 41 миллион голов дойного стада. Сравните. Поэтому получается, что внутри страны такие объемы зерна как бы лишние и ненужные. Но я знаю, что зерно лишним никогда не было, есть заповедь: живешь в мире – готовься к войне, нет своего хлеба – будешь кормить чужую армию.

Необходимо решать эту проблему по линии международных каналов, по линии встреч президентов, в мире около миллиарда людей голодают. На Зеленой неделе в Берлине в прошлом году, когда в президиуме сидел еще министр Гордеев, министры сельского хозяйства Китая, Индонезии, Германии, я предлагал создать мировой аграрный банк, через который можно заказывать производство сельхозпродукции, например, на территории России, любой другой страны.

Планированием объемов зерна должны заниматься как на федеральном, так и на региональном уровнях, все они должны действовать в единой связке. У нас есть министерство экономического развития – это компас развития сельскохозяйственного комплекса страны. Оно должны предвидеть все, непредвиденной может быть только смерть. Министерство сельского хозяйства также должно считать на несколько шагов вперед.

Во всем мире существуют фьючерсные договоры, фьючерсные сделки, когда заранее объявляются необходимые объемы производства молока, мяса, зерна и заранее объявляется цена. Если бы наше правительство хотя бы в течение трех лет гарантировало, например, цену на свинину – не менее 110 рублей за килограмм, говядину – не менее 150 рублей, я уверен, в Алтайском крае зашевелились бы все личные подсобные хозяйства. Александр Карлин абсолютно прав, необходимо развивать территории, чтобы земли не зарастали чертополохом. Надо признать, что сельскохозяйственное производство – это жизнеобразующая отрасль, которой необходима государственная поддержка, как министерству обороны или атомной энергетики.

Не делать упор на одну пшеницу

Руководитель фермерского хозяйства (Первомайский район) Валерий Сарайкин:

- Сельское хозяйство - единственный вариант развития для нашего края, тем более природно-климатические условия у нас подходящие. Поэтому я согласен с тем, что необходимо увеличивать посевные площади. Тем более что в крае очень хорошо развита сельхозпереработка. Мы перерабатываем где-то около 19% зерна в России, а производили всегда где-то 7-8%. Остальное зерно закупали у соседей: в Омске, Новосибирске, Казахстане.

Да, в данный период зерно не востребовано, но если бы у сельхозпроизводителей были складские помещения, деньги, тогда бы они не сбрасывали осенью зерно за бесценок, и ситуация была бы более ровная. Россия научилась получать высокие урожаи зерна, потому что появились частники, которые заинтересованы, в том, чтобы была отдача. Я считаю, на будущий год Россия получит не меньший урожай, и проблема сбыта встанет опять. Поэтому надо рационально подходить к севообороту. Не делать упор на одну пшеницу. Если у хозяйства есть животноводство и есть потребность в этой культуре, то надо считать и сеять сколько необходимо. Если хозяйство занимается одним растениеводством, то надо обращать внимание на культуры, на которые есть всегда цена и спрос. Это лен, рапс, гречиха.

Вторая проблема - государство субсидирует только те кредиты сельхозпроизводителей, которые взяты в текущем году со сроком гашения до конца года. Крестьянам уже осенью надо гасить кредиты и одновременно выплачивать зарплату, платить за электроэнергию, это и вынуждает дешево сдавать зерно. Необходимо перенести сроки гашения кредитов - выплачивать их не осенью, а хотя бы в первом квартале следующего года.

Нынешнюю ситуацию спровоцировали поздние интервенционные закупки. Теперь, думаю, закупать зерно будут до тех пор, пока цена не стабилизируется между биржей и элеваторами, хотя бы в районе 4-5 тысяч рублей за тонну. Также слышал, что могут увеличить выделенные 9 млрд рублей на интервенции до 30 млрд, но пока это только слова.

Партия велела: «надо», на местах сказали: «есть»

Экономический обозреватель газеты «Свободный курс» Надежда Скалон:

Надежда Скалон
- Нынешнее перепроизводство – беда не одного только российского сельского хозяйства. Расширяли посевные площади, увеличивали объемы производства и в Европе, и в США. Другое дело, что мотивами для этого в странах Запада было получение фермерами и экспортерами дополнительных доходов.

В России, к сожалению, снова вернулись в оценке работы по валовым показателям. Это еще не плановая экономика, но плановые задания уже есть. И по-прежнему хороший урожай - это большой урожай.

От падения цен страдают сегодня аграрии всех стран. Но у нас положение крестьян осложняет, на мой взгляд, во-первых, слабая устойчивость большинства хозяйств (особенно средних) и, во-вторых, политика искусственного, несбалансированного разогрева сельхозпроизводства.

Начало такому разогреву положил нацпроект по АПК. Акцент был сделан на росте производства мяса и молока. Производство подросло, закупочные цены стали падать, но выводов о том, что физический объем и рентабельность, физический объем и производительность труда, далеко не всегда связанные вещи, и что со сбытом у нас не все в порядке, не сделали.

Затем взыграли амбиции на уровне правительства: власти смекнули, что Россия со своим аграрным потенциалом сможет играть еще большую политическую роль в мире.

Эту геополитическую задачу транслировали на места. Вспомните соглашение, подписанное администрацией края и Минсельхозом в начале 2008 года. Речь шла именно об увеличении объемов производства молока и мяса. Алексей Гордеев, тогдашний министр, приехав в край, добавил на словах - мол, неплохо было бы Алтаю собрать урожай в 5,5 млн тонн зерна. Он же настаивал и на распашке залежных земель.

В психологии вала на повестке дня всегда один лозунг: главное - не прибыль, а производство продукции. Вопрос о каналах сбыта, совершенствовании сбытовой инфраструктуры - это, так сказать, по другому ведомству. И если этот вопрос и ставился, то весьма ограниченно. Возьмите проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья». Где там речь идет о сбыте, экспорте, захвате рынков?

Будем справедливы: губернатор активно способствовал тому, чтобы нашим мукомолам сохранили льготы по железнодорожному тарифу, сделал попытку добиться экспортных субсидий. Но сегодня тарифы по-прежнему высокие, из-за чего на зарубежных рынках мы не можем конкурировать с ценами, которые предлагают, например, Казахстан и Украина. Кроме того, все принятые меры несравнимы с теми деньгами и теми административными усилиями, которые вкладывались в увеличение производства.

В эти же рамки укладывается и задача расширения посевных площадей, которую поставил губернатор несколько лет назад. Столько лет вели речь о повышении отдачи от одного гектара - а тут чисто экстенсивное решение.

Конечно, оставь мы эти залежные земли в покое - на нынешнюю рыночную конъюнктуру это не оказало бы никакого влияния. Роль 300-500 тысяч дополнительно введенных в оборот гектаров очень невелика в глобальных процессах. Но дело-то в другом: высокое плодородие почвы, сохранность этого ресурса - одно из условий стабильности работы крестьянина.

Сегодня же, увы, землепользование продолжает оставаться истощительным, эрозии подвержено порядка 50% сельхозугодий. В этих условиях распахивать землю, которая отдыхает?

Алтай имеет преимущества перед многими территориями - начинает сеять позже. К началу посевной мы имеем возможность получить всю информацию о том, что и сколько посеяли в южных регионах страны, в мире, каковы запасы зерна, прогнозируемые цены. Умный крестьянин мог бы скорректировать свое решение. Но системы информирования сельхозпредприятий у нас нет, все решается по старинке: «сосед посеял пшеницу - я посею».

Через время цены на зерно, безусловно, вырастут. Вопрос в том, извлекут ли власти уроки. На мой взгляд, сбыт, плодородие почвы, производительность труда - ключевые вопросы повестки дня при формировании аграрной политики.

ПолитСибРу

29

7 декабря 2009 16:50
Минсельхоз РФ намерен проводить в 2010г. закупочные и залоговые интервенции зерна

Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз РФ) намерено проводить в 2010г. закупочные и залоговые интервенции зерна, сообщила журналистам министр сельского хозяйства Елена Скрынник. "На будущий год, конечно, будут эти механизмы работать - закупочные интервенции и залоговые операции, - подчеркнула министр. - Без интервенций нам не обойтись, потому что это система регулирования рынка". Она отметила, что залоговые интервенции считаются эффективным механизмом, и министерство подготовилось к ним уже в 2009г. "Вопрос стоит технический и с финансированием. Решаем вопрос с финансированием - возможно, будет еще одна форма поддержки наших сельхозтоваропроизводителей", - подчеркнула Е.Скрынник, оценивая перспективы проведения залоговых интервенций. Относительно продажи зерна на экспорт из интервенционного фонда (свыше 8 млн т) министр сообщила, что пока этот вопрос прорабатывается.

Что касается первых интервенций на рынке молочной продукции, то, по словам министра, все необходимые мероприятия, регламентирующие документы подготовлены. "Поэтому проводить будем в период весны, в период "большого молока". Будет закупаться стерилизованное молоко, твердые сыры, сливочное масло", - сообщила Е.Скрынник. Она заверила, что излишки молока в весенний период будут сниматься с рынка государством.

"В 2009г. выделено меньше средств на поведение закупок зерна, однако и они позволили стабилизировать цены на пшеницу III класса", - заявила Е.Скрынник, сравнивая текущие закупки с интервенциями 2008г., когда было выделено 38,6 млн руб. на проведение закупочных торгов и государство приобрело в интервенционный фонд 8,6 млн т зерна.

Для проведения интервенций в текущем году (стартовали 2 ноября с.г.) выделено 9,5 млрд руб., тогда как изначально предполагалось 20 млрд руб. Однако агент интервенционных закупок - Объединенная зерновая компания (ОЗК) - исчерпал лимит на одного заемщика в Россельхозбанке, в связи с чем сумма была сокращена вдвое. В этой связи, как отмечают эксперты Российского зернового союза, целесообразным будет, если агентом по проведению залоговых закупок станет Россельхозбанк, хотя выбор агента будет проходить на конкурсной основе. Если банк сам выступает агентом закупок, проблема с лимитом на одного заемщика снимается, отмечают эксперты. Также они отмечают, что для запуска соответствующего механизма нужны поправки к постановлению об интервенционных операциях. Россельхозбанк в 2008г. получил для интервенций дополнительно 45 млрд руб., из которых было потрачено 38,6 млрд руб., в 2007г. - около 30 млрд руб. Заявленный объем выставленного на продажу в рамках государственных интервенций зерна урожая 2009г. к началу торгов 2 ноября с.г. составил 7 млн 387 тыс. 48,41 т. Государственный агент закупок - Объединенная зерновая компания (создана весной 2009г.) предполагает закупить до 3 млн т из урожая 2009г., в интервенционном фонде хранится более 8,6 млн т, из которых 4 млн т ОЗК может экспортировать в 2010г.

Механизм залоговых аукционов предусмотрен в российском законодательстве - прописан в законе о развитии сельского хозяйства. Однако данная норма до настоящего момента не применялась. В залоговом аукционе цена устанавливается с помощью дисконта к интервенционной цене и может формироваться на уровне себестоимости зерна. Агент закупает зерно у крестьян по опционному контракту с правом обратного выкупа до назначенной правительством даты. При этом за время хранения в залоговом фонде все затраты по хранению несет на себе государство.

Зерновые (товарные по продаже и закупочные) интервенции, в рамках которых государство закупает или продает зерно для сохранения стабильных цен, проводятся в РФ с 2001г.
Источник: Зерно Он-Лайн
По этой статье комментариев нет. Обсудить новость

30

Зерновые интервенции в РФ останавливаются

Государственные зерновые интервенции в РФ останавливаются, средства на их продолжение пока не оформлены.

"Вторник, скорее всего, будет последним днем закупочных интервенций, на проведение которых потрачен первый транш средств, выделенных на эти цели", - сообщил источник, близкий к организаторам торгов.

Напомнив, что всего на эти цели было предусмотрено 10,5 млрд рублей, он сообщил, что деньги должны были выделяться двумя траншами. "Первый транш закончился, а второй пока в процессе оформления", - отметил он.

По его словам, на оформление второго транша потребуется как минимум две недели. Вместе с тем он сообщил, что в дальнейшем госзакупки зерна в ходе интервенций будут сокращаться.

По данным на 8 декабря, со 2 ноября (день начала торгов) государство закупило в интервенционный фонд 1 млн 127,8 тыс. тонн зерна на 4,493 млрд рублей. В настоящее время в фонде имеется 887,8 тыс. тонн на 3,7 млрд рублей продовольственной пшеницы третьего класса, 188,7 тыс. тонн на 674,7 млн рублей продовольственной пшеницы четвертого класса и 51,3 тыс. тонн на 128,1 млн рублей продовольственной ржи.

Во вторник государство закупило 108 тыс. тонн зерна на 438,8 млн рублей.

Средневзвешенная цена купленного зерна с начала торгов составила: на пшеницу третьего класса - 4156,8 рубля за тонну, на пшеницу четвертого класса - 3575 рублей за тонну, на рожь - 2497,4 рубля за тонну.


Вы здесь » Аграрные новости » Аграрные новости » Зерновые культуры, мука, крупа