Молоко и молочная продукция
Молоко и молочная продукция
Сообщений 1 страница 10 из 14
Поделиться22009-11-09 17:21:28
Обзор рынка молока
Скачать
http://webfile.ru/4070578
Поделиться32009-11-09 17:51:50
Российские производители сыров вытесняют импортеров
27.10.2009 09:35 | Российская газета
Низкие закупочные цены на молоко создали благоприятные условия для российских сыроваров. Склады переполнены. В первом полугодии сыров наварили на шесть процентов больше, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, до 221 тысячи тонн, импорт сыров в России сохранился на уровне прошлого года - 144 тысячи. Российские сыроделы сейчас занимают 69 процентов рынка.
По мнению председателя правления Национального союза производителей молока Андрея Даниленко, секрет успеха сыроделов кроется в узаконенном термине "молочный напиток", который, появившись на пакетах, сделал непопулярным продукт, полученный из сухого молока. Производство сухого молока резко сократилось. А производитель нашел другой способ сохранить цельное молоко и превратил его в сыр. Сыр может храниться до полугода и дольше, а сухое молоко - меньше. За летний период все наши российские емкости по хранению сыров забиты. Поэтому особенно сыров бюджетного ценового сегмента сегодня более чем в достатке.
Рынок сыров растет уже девятый год. Ежегодный прирост - 15 процентов. Но до Франции, для которой сыр целая область культуры (cтрана варит 400 сортов и уже две тысячи лет. Среднестатистический француз съедает 20 килограммов сыра в год, российский - всего три), нам пока далеко. Да и сыр в России не так популярен. Но "Камамбер", "Бри" и "Рокфор" - "король всех сыров" - самый известный во все мире продукт с голубой плесенью, знают все.
Увы, импортный сыр в октябре подорожал, правительство подняло пошлины на 15 процентов, по просьбе местных игроков, которым некуда девать свою продукцию. На деликатесном сегменте, который занимает три процента рынка, эта мера скажется незначительно, считают эксперты. Подорожают сыры массового потребления - "Гауда", "Маасдам", "Эдам". Эксперты обещают незначительное повышение цен - на 7-8 процентов - на импортные сыры в торговой рознице. И долгосрочную стабилизацию цен на продукцию отечественных сыроделов. Однако среди специалистов, попытавшихся "увидеть будущее", есть и пессимисты, сомневающиеся в альтруизме российских производителей. По их мнению, наши сыроделы вряд ли упустят возможность подтянуть свои цены вслед за конкурентами. Возможно, поднимут цены не так сильно, чтобы сохранить рыночное преимущество. Но и не мало - сыры все равно покупать будут.
Отечественные сыроделы считают, что они смогут занять нишу популярных импортных сыров своим товаром. В этом году запущено несколько новых линий по производству аналогичных сыров. Это европейские линии с установкой бакта-фук, которая очищает молоко, что дает возможность производить сыры практически европейского качества. Сегодня многие потребители, когда приходят в магазин и видят на полочке нарезанные сыры с иностранным названием, покупая их, даже не подозревают, что эти сыры давно уже отечественного производства.
Любопытно, что основную долю сырного импорта - до 50 процентов - обеспечивают не страны дальнего зарубежья, а наши соседи - Украина и Белоруссия. Среди ведущих стран-импортеров отмечены также Литва, Германия, Финляндия, Польша, Аргентина, Франция, Эстония и Дания. Есть в этом списке и Голландия, занимающая далеко не первую строчку, но именно из этой страны приходят самые популярные сорта.
Наибольший сегмент российского рынка занимают твердые сыры (65 процентов), второе место занимают плавленые сыры (24 процента). И только 11 процентов приходится на мягкие и кисломолочные сыры.
Большую часть рынка (43 процента) занимают сыры низкой ценовой категории, сюда входят такие марки, как "Российский", "Пошехонский", "Голландский" и другие. Примерно одинаковый процент рынка занимают сыры среднего и выше среднего ценового сегмента (24 процента и 22 процента соответственно) - "Эдам", "Гауда", "Маасдам" и другие. 11 процентов составляют сыры высокого ценового сегмента (от 200 руб. за кг) такие, как "Рокфор", Kaserei, Champignon и другие.
Почти половина жителей России предпочитают покупать "Российский" сыр, их доля составляет 40 процентов от числа всех потребителей. Также высокие доли приходятся на такие марки, как "Голландский", "Пошехонский" и "Костромской". Плавленые сыры потребляет около 32 процентов жителей России.
С 1 января 2010 года все российские сыры будут строго соответствовать стандарту. То есть иметь неизменный состав, форму, цвет, вкус и запах.
Для того чтобы это стало осуществимо, специалисты Ростехрегулирования разработали специальный "сырный" регламент - он-то и призван защитить традиционные марки полутвердых российских сыров.
Возраст сыра благодаря документу также строго регламентирован. Например, выдержка "Швейцарского" и "Советского" сыров должна быть не менее 180 суток, "Эстонского" - 30 дней.
Рекомендуемый новым стандартом срок годности сыров - 30 суток.
Поделиться42009-11-09 17:57:03
Российское правительство ограничивает импорт сухого молока
05.11.2009 16:40 | РБК
Российский рынок сухого молока достиг своего максимального объема в 2007 г. под влиянием ажиотажного спроса на этот продукт на мировом рынке. Из-за сильной засухи в Новой Зеландии и отмене экспортных дотаций в Евросоюзе предложение сухого молока резко снизилось, и цена на него выросла до 5 тыс. долларов за тонну. Производство сухого молока стало сверхрентабельным, объем его выпуска во всем мире стал быстро расти. Российские производители продуктов питания, испугавшись еще более резкого роста цен, увеличили закупки сухого молока.
В 2008 г. на рынке сухого молока начался откат назад. Хотя средняя цена на него опустилась со 100 руб. до 65 за килограмм, это не остановило снижения объемов продаж. Основной причиной спада стало уменьшение спроса на восстановленное молоко в рознице, цены на которое также резко выросли в 2007 г.
С целью защиты интересов отечественных производителей российское правительство стало предпринимать меры по ограничению импорта сухого молока, объем которого в 2008 г, по данным исследования BusinesStat, составил 128 тыс. т - половину всего российского рынка. Так, в августе 2008 г Россельхознадзор ввел запрет поставок в страну сухого молока из Украины, а в июне 2009 г. была предпринята попытка остановить импорт всего ассортимента молочной продукции из Беларуси, в том числе сухого молока. Попытка эта не увенчалась успехом, поставки из Беларуси вскоре возобновились.
Поделиться52009-11-09 17:59:35
Сколько стоит молоко в Омской области?
29.10.2009 13:15 | Foodretail.ru
Из 86 регионов России всего 13 полностью обеспечивают себя продуктами питания. В их числе Омская область. Только молочных продуктов поступает на прилавки омских магазинов более 800 тонн в сутки. Это как минимум на 10% больше, чем в прошлом году.
Переработчики говорят о переизбытке молочного сырья. Однако ощутимого падения цен на этот продукт первой необходимости почему-то не наблюдается.
Математика для потребителя
Итак, средняя стоимость литровой целлофановой упаковки молока составляет в Омске 20–25 руб. Для того чтобы выяснить, как она формируется, необходимо пройтись по всей ценообразующей цепочке.
— За литр молока самого высокого процента жирности (4% и более) нам дают 8,4 руб., — рассказывает Сергей Головачёв, руководитель крупного агрохолдинга с молочным стадом в 660 коров. — И такую-то цену для себя мы фактически «выбили», многие мелкие производители отдают молоко по значительно более низким ценам. А ведь именно мы, производители, несём самое большое бремя расходов: корова не свинья и не курица, её надо растить не один год. И земля для пастбищ и выращивания кормов тоже стоит недёшево.
Было бы понятно, чем продиктована такая цена за конечный продукт, если бы в магазине пакет молока стоил рублей 12–15, но его цена выше почти в два раза! По мнению Сергея Головачёва, главным ценоформирователем на молочном рынке являются именно переработчики. Сегодня на территории региона действуют три наиболее крупных переработчика молочной продукции. Это ОАО «Вимм-Билль-Данн ПП» (бывший «Манрос»), компания «Вита» и ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат».
Как снимают сливки
Молоко в 4% жирности к переработчику, не обременённому заботами о заготовке кормов и росте поголовья, поступает по цене 8,4 руб. за литр. На выходе же получается продукт с жирностью уже, например, 2,5%! Куда делись недостающие проценты? Они автоматически превращаются в очень приятный для переработчика «бонус» — сливки, сметана, масло. Причём он за это не заплатил ни копейки, но продал потребителю по вполне выгодной для себя цене.
Кстати, зачастую в стоимость продукта включают и затраты на модернизацию производства. Но это, по большому счёту, должно снижать, а не повышать цену на конечный продукт.
Между тем переработчики говорят, что никаких сверхприбылей они не получают. Всего 3% — такую цифру озвучил Антон Калтыгин, руководитель по внешним связям компании «Вимм-Билль-Данн».
Куда уходит молочная маржа
— Мы принимаем молоко у производителей по цене от 7,1 руб. до 11 руб. за литр в зависимости от качества, — говорит Антон Калтыгин. — Самое дорогое и качественное сырьё идёт на приготовление продуктов для детского питания. Говорить о сверхприбылях не приходится. Ценовую политику мы определяем в соответствии с конъюнктурой рынка. Молоко — продукт по большей части сезонный, и сейчас его избыток. Разумеется, допустить демпинга мы тоже не можем.
Самые популярные продукты компании «Вимм-Билль-Данн» марки «Весёлый молочник» в омские магазины поступают от переработчика по цене 14, 63 руб.( целлофановый пакет молока жирностью 2,5% и ёмкостью 900 гр). Бумажный тетрапак такого же молока приходит в розницу по цене 22,26 руб. В магазине цена этих товаров составляет в среднем 18,5 руб. и 26 руб. соответственно…
Сколько составляет среднестатистический «навар», может без труда посчитать любой школьник. Конечно, в эти наценки входят расходы, которые несут переработчик и продавец. Но разница в 7,1 руб. для производителя и 18,5 руб. для покупателя уж слишком ощутима. Можно предположить, что львиная доля в 11,4 руб. надёжно оседает в чьих-то карманах.
Но вот парадокс — практически все руководители крупных сетевых магазинов божатся, правда, на условиях анонимности, что их максимальная торговая наценка ну ни как не превышает 10–15%. И вот ещё одна небольшая, но очень прибыльная уловка тех, кто перерабатывает и разливает молоко: сейчас стандартная упаковка содержит в себе 900 гр. молока вместо 1 литра. Разница достается тому, кто это молоко фасует.
Конкурируя между собой, переработчики региональные и пришлые очень легко идут на временное, но довольно ощутимое снижение цен. Приём безотказный, но он имеет как минимум два мотива: либо это сознательный демпинг с целью удушить конкурента себе в убыток, либо размер получаемой переработчиком прибыли столь велик, что стоимость литра молока для рядового покупателя переработчик может снизить едва ли не до 12 руб.
По данным регионального минсельхоза, картина ценообразования на молочные продукты в Омской области сегодня выглядит так: менее 35% стоимости получает производитель, до 40% и более — переработчик, свыше 25% — продавец. Для сравнения, в Западной Европе распределение стоимости выглядит следующим образом: 60% — производитель, 30% — переработчик, 10% — продавец.
Как выгодно подоить корову
Изменить сложившуюся систему ценообразования производители намерены с помощью налаживания собственной переработки сырья. С целесообразностью такого подхода для крупных молочных хозяйств согласен и начальник управления животноводства областного министерства сельского хозяйства Александр Курзанов.
— Однако принести максимальный эффект для производителя собственная переработка молока может только в сравнительно крупных хозяйствах. Разумеется, строить собственную линию, если в хозяйстве всего десяток коров, экономически необоснованно. В этом случае областной властью разработаны механизмы и сбора молока, и дотаций для личных подсобных хозяйств. В принципе меры поддержки в области рассчитаны так, чтобы максимально учесть интересы и защитить любого производителя и вместе с тем отстоять интересы потребителя сельхозпродукции. К тому же сегодня основным конкурентным преимуществом на рынке становится качество продукта. А полностью обеспечить его может только высокотехнологичная переработка.
Кстати, высокотехнологичные методы способны обеспечить и сохранность молока. Это может быть и высокотемпературная обработка, и высушивание. Продукция из сухого молока, согласно новому техническому регламенту, должна идти строго под маркой «молочный напиток».
Разведённое не хуже цельного?
Остаётся только выяснить, какое молоко пьют жители области: цельное или разведённое водой порошковое? Пока сертификат на изготовление молочного напитка в Омской области получили только две перерабатывающие компании: «Манрос-М» (филиал Вимм-Билль-Данн») и ОАО «Вита». Но, по заявлению представителей этих компаний, на омских прилавках этот продукт так и не появился ввиду его неконкурентоспособности с цельным молоком. Планировалось сбывать молочные напитки в северных регионах, но и там потребитель отказался от сначала высушенного, а затем разбавленного водой напитка. В омском регионе сухое молоко изготавливается, но идёт в строгом соответствии с технологией на приготовление мороженого, сгущёнки, сыра и йогуртов. В текущем году молочная промышленность использовала 1200 тонн этого продукта.
А вот питьевое молоко, как заверяют переработчики, — это исключительно цельный продукт, а не разведённый водой субстрат. Хотя, по их же мнению, разведённое сухое молоко ничуть не хуже цельного. Однако согласно существующему единому евростандарту, такое разведённое сухое молоко проходит под маркой «восстановленное», и цельным его никто не называет. Именно об этом парадоксе говорил совсем недавно премьер-министр России Владимир Путин: практически все переработчики в стране увеличивают изготовление и импорт сухого молока, но указывать на упаковке, что в продукте есть этот ингредиент, почему-то стесняются.
Возможно, такое отношение к потребителю — результат монополизма на рынке переработки. Когда крупным игрокам, вместо того чтобы конкурировать в цене и качестве, проще договориться между собой и безбедно существовать за счет рядового покупателя. В такой ситуации любая госпомощь производителю в молочной отрасли просто становится для монополиста ещё одним источником дохода. Пока переработчик и продавец диктуют правила игры, они и будут забирать себе львиную долю прибыли.
Число вариантов для решения этой острейшей проблемы резко ограничено — это либо жёсткое регулирование цен со стороны государства, либо помощь производителям в создании собственных перерабатывающих производств. Как это уже делается в Омской области, где в Знаменском районе недавно был открыт новый мобильный современный молокозавод. Ставку именно на такие предприятия и делают в области, чтобы уйти от диктата цен монополистов. Власть, убирая лишние звенья в цепочке производитель-потребитель, решает как минимум две основные задачи: помогает реальному производителю и делает самый необходимый после хлеба продукт качественным и доступным для всех.
Кстати
В 2009 году из областного бюджета в агрокомплекс было направленно 714 млн. руб., из них 233 инвестировано в молочную отрасль. В результате стоимость пакета молока обходится рядовому потребителю в среднем на три рубля дешевле.
Поделиться62009-11-29 12:32:51
Молоко пошло вверх
Закупочные цены на сырое молоко наконец-то демонстрируют положительную динамику. В среднем по России, по данным Национального союза производителей молока, они выросли на 2 руб/кг, достигнув отметки 11 руб/кг. Что это — обычное сезонное повышение или результат принятых мер по поддержке отрасли. Специально для «Крестьянских ведомостей» ситуацию комментирует председатель правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко.
Если посмотреть на динамику роста цен на сырое молоко, то в нашей стране она выше, чем на мировом рынке, — замечает Даниленко. — Значит, помимо сезонного, у нас сработали какие-то еще факторы, полагает он. — Эти факторы напрямую связаны с развернутой деятельностью по поддержке отрасли, — уверен он. — В частности с ограничением импорта, с достигнутыми договоренностями о ценовой политике переработчиков, с решениями, принятыми в отношении Белоруссии…
По мнению Даниленко, цены на сырое молоко в России продолжат расти до конца текущего года. Но радоваться еще рано, — считает он. — Важно, чтобы цены не только поднялись, но и закрепились на объективном уровне. Потому что если они будут слишком высокими, это может вызвать сокращение потребления молока и молочных продуктов. Допускать такого развития событий категорически нельзя, — подчеркивает Даниленко. — Молоко и молочные продукты — важный компонент рациона социально незащищенных групп населения. Если они сократят объемы потребления молока, плохо будет всей отрасли, — уверен председатель правления «Союзмолока».
В 2007 году, когда закупочная цена на молоко взлетела слишком высоко, из-за чего вся молочная продукция подорожала на 40%, произошел спад потребления, — приводит пример он. — Это привело к перепроизводству сырого молока и резкому падению закупочных цен. Кому это выгодно?
Нужен баланс. Если цена на сырое молоко закрепится на средней отметке 12 руб/кг, это будет выгодно всем — и производителям и переработчикам и потребителям, — полагает Даниленко. — Однако нам важно еще и не допустить резкого снижения цен после Нового года, — добавляет он.
Чтобы держать ситуацию под контролем, производителям молока необходимо объединяться, — считает Даниленко. — Я не хочу, чтобы мы успокоились тем, что цена на сырое молоко пошла вверх и все теперь будет нормально, — говорит он. — Все что идет вверх, имеет тенденцию затем опускать вниз. Важно удержать цены на приемлемом для всех уровне. А для этого нужна кооперация.
С призывом объединяться Национальный союз производителей молока «Союзмолоко» недавно обратился ко всем российским животноводам. «Если молочники не объединятся, и не начнут сами беспокоиться о своем благополучии, отрасль будет вечно лихорадить, — объясняет Даниленко. — Будущее молочного животноводства — только в развитии кооперации», — уверен он.
Причем, мне бы хотелось, чтобы понятие кооперация воспринималось как нечто большее, чем просто совместное строительство завода по переработке молока, — подчеркивает председатель правления «Союзмолока». — Ведь если животноводы будут хотя бы обмениваться друг с другом информацией о закупочных ценах на сырое молоко и условиях поставок, уже будет хорошо. Потому что переработчики не смогут вводить их в заблуждение. Сейчас зачастую бывает, что более крупные предприятия получают лучшие условия оплаты своей продукции, по сравнению с теми, кто помельче. Иными словами, те, кто лучше информирован, и цены имеют выше. Поэтому даже обмен информацией о контрактных условиях уже дает большие возможности.
Как сообщил Даниленко, Национальный союз производителей молока планирует до Нового года заключить соглашения с самыми крупными переработчиками в стране, и создать единую систему ценообразования. Условия закупок будут публиковаться на сайте союза регулярно. Кроме того, планируется публиковать информацию о региональных программах поддержки. Это важный стимул для местных властей — быть не хуже других. Ведь многие не знают, что творится у соседей, — считает Даниленко.
Проинформирован — значит вооружен. Даже простой обмен информацией способен заметно улучшить условия работы производителей молока, — повторяет эксперт. — А если они смогут еще и совместно закупать семена, удобрения и прочие расходные материалы, появится еще один рычаг воздействия на ценообразование. Дальше — кооперация по сбыту. Ведь имея солидные объемы молока, можно договариваться с перерабатывающими предприятиями о стабильных регулярных поставках и единых ценах в течение года. Так можно свести на нет сезонные колебания цены.
В России уже есть регионы, где удается достигать определенных соглашений между поставщиками и переработчиками молочной продукции. Положительный опыт имеют Краснодарский край, Белгородская область. Наша задача — использовать этот опыт на национальном уровне, — призывает председатель правления «Союзмолока».
Практика показывает, что если молочники будут решать свои проблемы сообща, они смогут сделать значительно больше, чем поодиночке, — замечает он. — Ведь в основном производство молока — это мелкий и средний бизнес. А отдельные представители мелкого и среднего бизнеса на уровне государства не являются весомыми единицами. Никогда к ним не будет столько внимания, сколько уделяется крупным национальным корпорациям. Но если всю эту армию молочников объединить, она уже станет для государства весомой единицей. Соответственно поменяется и отношение. Причем как на уровне власти, так и на уровне бизнеса.
Кооперируются все — и торговля, и переработка. А чем молочники хуже?
Рассчитывать на то, что государство все сделает за нас — неправильно, — подчеркивает Даниленко. — Мы должны сами о себе заботиться. И мне бы хотелось, чтобы и на государственном уровне и на отраслевом родилось понимание того, что бесконтрольный рынок, как и жесткий государственный контроль не имеют перспектив. Нужна золотая середина — государство как независимый арбитр, и отраслевые союзы — защитники интересов отрасли. И тогда мы сможем уйти от ситуации, когда сильный получает все, а слабый — ничего.
И государство, и переработчики заинтересованы в объединении производителей молока, — замечает Даниленко. — Потому что резкие колебания закупочных цен невыгодны никому, кроме спекулянтов. Бороться со спекулянтами тоже нужно сообща. Договариваясь о стабильном качестве, о стабильных объемах и условиях поставок на перерабатывающие предприятия. Стабильность выгодна всем.
В противном случае, антикризисными мерами в молочном животноводстве заниматься придется вечно.
Крестьянские ведомости
Опубликовано: 23.11.2009
Поделиться72009-12-12 12:38:56
Тетра Пак прогнозирует рост потребления жидких молочных продуктов длительного хранения на развитых рынках в 2009 году.
07.12.09 09:33 | Upakovano.ru | Advis.ru |
Согласно прогнозам компании, комплексный годовой коэффициент роста мирового потребления жидких молочных продуктов до 2012 года составит 2,2%.
Показатели, публикуемые сегодня в новом выпуске "Индекса рынка молочных продуктов Тетра Пак", который отражает события, цифры и тенденции в мировой молочной промышленности, наглядно иллюстрируют тот факт, что ожидаемый рост потребления молока длительного хранения и других жидких молочных продуктов длительного хранения на развитых рынках за период с 2008 по 2009 год составит 0,6 %. Такой рост приходится на период мирового экономического кризиса, в то время как общий уровень потребления жидких молочных продуктов (длительного хранения и пастеризованных) на развитых рынках, согласно прогнозам, упадет на 1,2 % за период с 2008 по 2009 год.
"Несмотря на то, что кризис затронул многие отрасли промышленности, он меньше сказался на сфере потребления молока и жидких молочных продуктов, – заявил Деннис Йонссон, Президент и Управляющий директор компании Тетра Пак. - Молоко – это здоровый, питательный и доступный продукт: 44% населения в мире пьют его ежедневно. Хотя мы видим, что потребительский спрос в данной категории несколько сместился в сторону менее дорогих продуктов, рынок в целом остаётся стабильным".
Как следует из нового выпуска "Индекса рынка молочных продуктов Тетра Пак", ожидается, что глобальное потребление молока и других жидких молочных продуктов возрастет на 1,3% за период с 2008 по 2009 год. Согласно прогнозу, к концу 2009 года мировое потребление жидких молочных продуктов достигнет примерно 263 млрд. литров – по сравнению с 259 млрд. литров в 2008 году. Если включить в эти данные соевое молоко и другие заменители, например, молоко на рисовой, ореховой и зерновой основе, эта цифра возрастет до 284 млрд. литров.
Прогноз роста мирового потребления
По прогнозам Тетра Пак, ожидается дальнейший рост мирового потребления жидких молочных продуктов, причем комплексный годовой коэффициент роста в период с 2009 по 2012 год составит 2,2% – как и предполагалось в начале этого года.
Главным образом, рост придется на развивающиеся рынки, чей вклад в рост мирового потребления жидких молочных продуктов с 2005 по 2008 год составил 95,8 %, в силу таких факторов, как увеличение численности населения, повышение доходов и относительная новизна жидких молочных продуктов.
Развитые рынки, составляющие около трети (32%) мирового потребления жидких молочных продуктов, сталкиваются с более трудной ситуацией, потому что на многих из них уровень потребления молока на душу населения уже и так высок. Так, например, Ирландия является мировым лидером по уровню потребления пастеризованных молочных продуктов и молочных продуктов длительного хранения на душу населения, где оно составляет 160 литров в год, тогда как в Китае – всего 19 литров в год. Однако, как отмечается в "Индексе рынка молочных продуктов Тетра Пак", производители молочных продуктов на развитых рынках не бездействуют и находят новые способы стимулировать рост.
Майкл Зака, Вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса компании Тетра Пак, дал следующий комментарий: "На развитых рынках Северной Америки, Западной Европы и Австралии, где уровень потребления молока уже высок, чтобы стимулировать новый рост потребления, производители разрабатывают новые продукты и ситуации потребления, позиционируют молоко новым, привлекательным образом, приспосабливаются к потребительским тенденциям и рекламируют преимущества продуктов длительного хранения.
Например, в Канаде производители позиционируют молоко с длительным сроком хранения как продукт, особо привлекательный тем, что его удобно хранить в загородных домах и брать с собой в походы, где сложно обеспечить охлаждение. А в Испании производители молочной продукции стимулируют рост потребления, создавая новый сегмент рынка: обогащенное и функциональное молоко. В число этих продуктов входит молоко с добавлением кальция для укрепления костей и молоко с жирными кислотами Омега-3 для профилактики сердечных заболеваний".
Жидкие молочные продукты длительного хранения: важнейший сектор для стимуляции роста потребления
Одна из ключевых областей роста потребления во всем мире, как на развитых, так и на развивающихся рынках, – жидкие молочные продукты длительного хранения (продукты, которые могут долгое время храниться при комнатной температуре). На развитых рынках, которым уделяется основное внимание в последнем выпуске "Индекса рынка молочных продуктов Тетра Пак", комплексный годовой коэффициент роста потребления жидких молочных продуктов длительного хранения с 2009 по 2012 год, по прогнозам, достигнет 0,7%.
Рост потребления на развитых рынках стимулируют четыре основных фактора:
1. Общее стремление к здоровому образу жизни, которое увеличивает спрос на обогащенные продукты, часто продаваемые в упаковке, позволяющей хранение при комнатной температуре. Например, в Испании, благодаря пропаганде здорового образа жизни со стороны производителей молочных продуктов, правительства и региональных отделов здравоохранения, на долю обогащенного молока приходится 20% всего потребляемого молока в стране. Сюда включается молоко с добавлением кальция, молоко, содержащее жирные кислоты Омега-3, молоко, разработанное для детей, и безлактозное молоко.
2. Деловой, напряженный стиль жизни, который заставляет находить удобные решения, дающие экономию времени. Например, в США родители стали покупать в больших количествах молоко длительного хранения, специально предназначенное для детей раннего и дошкольного возраста. Они могут хранить такое молоко дома – таким образом, исчезает необходимость частых походов в супермаркет.
3. Желание наслаждаться жизнью даже в текущих условиях экономического спада, позволяя себе небольшие удовольствия и создавая новые ситуации потребления, для которых подходят продукты длительного хранения. Это стимулирует потребление ароматизированного молока на развитых рынках – как среди взрослых, так и среди детей. В Германии, например, дети пьют ароматизированное молоко в школах, а в США оно стало популярным дополнением к завтраку у взрослых и к обеду у детей.
4. Растущее стремление к экономии, применение потребителями различных методов, позволяющих сберечь деньги. Например, в некоторых странах продукты длительного хранения (в отличие от пастеризованных продуктов) продаются в торговых точках, ориентированных на более низкие цены, а в других – предлагаются в рамках рекламных акций, проводимых в магазинах розничной торговли, во время которых потребители могут купить продукты в больших количествах по выгодным ценам.
Ароматизированное молоко и соевое молоко: новые возможности для роста потребления на развитых рынках
В то время как белое молоко является крупнейшим сегментом в категории жидкие молочные продукты на развитых рынках, – его доля составляет 76 %, – производители также рассчитывают на ароматизированное молоко и соевое молоко как на новые возможности для роста уровня потребления. За последние 12 месяцев в Великобритании, Испании, Канаде и Австралии возросло потребление ароматизированного молока, которое после белого молока является самым крупным сегментом жидких молочных продуктов на развитых рынках, хотя поначалу объемы его потребления были невелики.
Прогнозируется рост потребления соевого молока, которое часто позиционируется как полезная натуральная альтернатива коровьему молоку и предполагаемый комплексный годовой коэффициент роста потребления этого продукта за период с 2006 по 2009 г. составляет 1,0%. Ожидается, что в период с 2009 по 2012 год рост потребления ароматизированного молока и соевого молока во всем мире будет продолжаться, и при этом комплексный годовой коэффициент роста потребления этих двух продуктов составит, соответственно 3,3% и 3,1%.
Поделиться82009-12-12 12:41:52
Молоко кончится к весне. "Утро.ru". 9 декабря 2009
09.12.09 12:12 | Утро.ru | Advis.ru |
Закупочные цены на молоко в ноябре поднялись до 11,3 – 12 руб. за литр, в то время как летом они составляли 7 – 9,5 руб., а иногда и 6 руб. – то есть рост от минимума уже доходит до 50%. По данным Минсельхоза, ускорение роста цен началось в октябре – к 1 ноября цена приобретения выросла на 9,7%. На сайте министерства создана горячая линия по ценам на молоко.
Розница, как правило, реагирует с запозданием на два месяца, но уже в ноябре, согласно данным Росстата, молоко в магазинах подорожало на 1,2% – 3,4%. Сами производители уверяют, что молоко и не должно стоить меньше 12 – 15 руб. за литр при закупке, то есть более 30 руб. в розницу, иначе молочным хозяйствам выгоднее зарезать коров. Однако этой зимой рост цен может оказаться куда круче прошлогоднего, когда он достигал 14% – 16%. Виноват в этом введенный в действие с июня 2009 г. технический регламент на молоко.
Сам по себе техрегламент должен был послужить благородной цели. Под видом молока, и особенно молочных изделий, потребителям подсовывали что угодно – вплоть до продуктов переработки генетически модифицированной сои. Новым стандартом было запрещено называть натуральным молоком продукт, прошедший какую-либо переработку, кроме стерилизации или пастеризации, – все остальное стало "молочным напитком". Однако авторы техрегламента не учли некоторые климатические особенности России.
Российское молочное производство строго сезонно. Летом наступает максимум производительности коров, зимой буренки молока дают мало или совсем не дают, а весной, в пору выпаивания новорожденных телят, большая часть произведенного молока идет на их нужды. Переработчики сглаживают эту сезонность, пуская часть дешевого летнего молока на производство молочного порошка. Зимой и весной большая часть молока производится именно из этого порошка путем восстановления – попросту говоря, разведения водой. До этого года такое молоко признавалось натуральным наравне с летним, с этого года – нет.
В результате, этим летом практически полностью прекратилось производство сухого молока: кому хочется превращать дорогое натуральное молоко в "молочный напиток"? Правительство, поначалу пообещавшее закупочные интервенции сухого молока на 3 млрд руб., затем передумало и объявило, что будет закупать молоко ультрапастеризованное. Между тем оно дороже и пользуется у потребителей меньшим спросом. Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяна Рыбалова считает, что госзакупки ультрапастеризованного молока выгодны только его производителям – крупным компаниям. Следовательно, к весне может разориться множество мелких молокохозяйств и фермеров – основных поставщиков дешевого натурального молока в летний сезон. После этого сезонного снижения цен может и не случиться, а России придется снова вернуться к импорту молока из Белоруссии, Польши и Украины.
Час икс близок – согласно техрегламенту, уже с 20 декабря на магазинных прилавках вся продукция, произведенная с применением сухого молока, должна будет получить название "молочный напиток". Не трудно понять, что к весне напитка под названием "молоко" просто не останется – за исключением, разве что, дорогих продуктовых бутиков. Специалисты говорят, что авторы техрегламента с водой выплеснули и ребенка – необходимо было предусмотреть такой термин, как "восстановленное молоко", тогда бы и потребителя не вводили в заблуждение, и производителей не лишали стимула перерабатывать натуральной молоко в порошок. Однако сейчас говорить об этом поздно: буренки переходят на "зимний режим", удои снижаются, и сделать достаточное количество запасов сухого молока на эту зиму вряд ли удастся. Сколько в результате будет стоить натуральное молоко на прилавке, сказать сложно. Во Владивостоке оно уже стоит более 50 рублей.
Поделиться92009-12-14 07:01:22
Россия. Обзор рынка молока
14.12.2009 01:13 | WebAgro.net
Версия для печати
07.12.09
Цена закупки сырого молока увеличилась на 10,4%. На прошедшей неделе отмечено повышение потребительских цен на молоко на 0,3%, масло сливочое и сыры на 0,7% . Объемы импорта молочной продукции меньше прошлогодних, однако, импорт из Белоруссии увеличился в среднем на 23,7%. Отмечается повышение мировых цен на все виды молочной продукции.
Цена закупки сырого молока у производителей, руб./кг
Поделиться102009-12-18 07:34:51
Молоко раздора
01 декабря 2009 : Следы сухого молока в натуральном могут сократить молочный экспорт из региона
Несмотря на то, что новый технический регламент обязал производителей молока разделить свою продукцию на молоко и молочные напитки, последних на прилавках Новосибирска так и не появилось. Впрочем, это вовсе не гарантирует потребителям того, что приобретенный ими напиток является натуральным молоком. Как показывает практика, доказать в суде «теорему сухого молока» пока попросту невозможно.
Сухой закон
Ещё летом 2008 года Правительство России приняло новый технический регламент для молочных производителей, согласно которому они должны разграничить понятия молока и молочного напитка. Так, молочным напитком было предписано именоваться любому продукту, изготовленному путем восстановления из сухого молока, тогда как гордое звание «молоко» разрешено было носить исключительно натуральным напиткам.
«Питьевое молоко — молоко с массовой долей жира не более 9%, произведенное из сырого молока и (или) молочных продуктов и подвергнутое термической обработке или другой обработке в целях регулирования его составных частей (без применения сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока)», — гласит в частности, новый регламент (ФЗ № 88 от 12.06.2008).
«Действительно, импортное сухое молоко тогда шло как заменитель, цены на него упали, и многие переработчики перешли на сухой продукт», — подчеркивает актуальность принятия закона ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяна Рыбалова.
Попытка напитка
Однако новый для потребителей термин «молочный напиток» так и не перекочевал на этикетки новосибирской продукции. Причина очевидна — название явно «отпугивало» покупателей.
«Мы пробовали выпускать молочный напиток в Томске и Красноярске, но товар оказался не интересен потребителям, хотя и был дешевле на 2–3 рубля, — рассказывает Татьяна Ткаченко, директор по связям с общественностью компании „Юнимилк“ в СФО. — Пришлось от него отказаться». При этом, по её словам, себестоимость производства «молочного напитка» и молока примерно одинакова.
Опыт производства «молочного напитка» был и у «Вимм-Билль-Данна», и тоже не в Новосибирске.
«Мы выпускали молочный напиток в начале 2009 года в Уфе, и сложилась такая ситуация, когда себестоимость молочного напитка оказалась выше себестоимости питьевого молока на 20%. В результате, как ни абсурдно это звучит, некоторое время молочные напитки делали из сырого молока», — вспоминает Антон Калтыгин, руководитель по внешним связям «Вимм-Билль-Данна» в регионах Сибирь, Урал и Дальний Восток. Он также утверждает, что после этого компании пришлось отказаться от производства «молочного напитка».
Тем не менее, Рыбалова крупнейшим производителям молока не верит.
«Некоторые крупные производители начинали выпускать под этикеткой молочного напитка просто разведенный порошок в белых, некрасивых упаковках. Естественно, никто не покупал его, зато потом можно было говорить, что в связи с техрегламентом, много продукции просто выливалось и он якобы неправильный»,
— уверена она. Кроме того, Рыбалова утверждает, что, по её данным, «35–60% молока на прилавках — смесь натурального и восстановленного из сухого».
Впрочем, представители «Вимм-Билль-Данна» и «Юнимилка» настаивают, что абсолютно все молоко, которое производится их компаниями, делается без добавления сухого молока.
«Сухое молоко используется только при нормализации смесей для производства продуктов с повышенным содержанием сухих веществ, например, творожков, в соответствии с рецептурами, а информация о содержании сухого молока в этих случаях выносится на упаковку», — говорит Калтыгин.
Не наш метод
Громким скандалом эти вялотекущие споры были прерваны несколько дней назад усилиями новосибирских коммунистов.
Возможно, в этом они увидели хороший повод для раскрутки перед выборами в городской Совет Новосибирска (пройдут в марте 2010 года), а возможно, их действительно взволновала «молочная справедливость», но депутаты областного Совета и Госдумы от КПРФ инициировали проверку молочных предприятий Новосибирской, Кемеровской и Томской областей.
Проверку выполняли «Кузбасский центр оздоровительного питания» и «Сибирский федеральный центр оздоровительного питания» — заключения обоих исследований есть в распоряжении NS.
Так, по результатам кузбасской лаборатории, только один из пяти различных видов изученного молока «не содержит признаков сухого молока» (любопытно, что, согласно заключению, этот вид выпущен кемеровским же предприятием). В свою очередь, «Сибирский федеральный центр оздоровительного питания» выявил превышение нормы содержания свинца в 11 из 13 образцов молока различных производителей, а «наличие признаков восстановленного из сухого молока» якобы обнаружено им в двух образцах — причем очень известных производителей.
Разумеется, представители молочных заводов результатами исследования остались недовольны.
«Я поговорила с нашими специалистами, — объясняет Татьяна Ткаченко. — Метод исследования, которым руководствуется, например, Кузбасский центр, вообще неизвестен нам, там считается лишь количество витаминов».
Призывает не делать трагедии из упреков инициаторов анализа и заместитель губернатора Новосибирской области Виктор Гергерт. «Техрегламент обозвал молоко, восстановленное из сухого, напитком, но от этого оно остается молоком, а не становится, например, мышьяком», — убеждает он.
Примечательно, что сами инициаторы исследования сделали все, чтобы придать возникающему скандалу как можно более громкое эхо.
Так, представитель общественной организации «Родительский комитет» Владимир Кириллов сообщил, что полномочный представитель Президента по СФО Анатолий Квашнин якобы обратился по выявленным фактам в прокуратуру, однако в областной прокуратуре заявили, что никаких заявлений от Квашнина к ним не поступало.
Письмо с нарушением
Впрочем, авторы скандала все-таки признают, что доказать свои выводы в суде они не смогут. «У нас нет методик оценки молока, которую могли бы принимать в Арбитражном суде», — говорит Владимир Кириллов.
«Изначально нужно было адаптировать европейские методики оценки, и эта работа сейчас ведется Молочным союзом, но неясно, насколько затянется этот процесс. „Подвешенная“ же ситуация фактически отсрочивает вступление в силу техрегламента и выгодна некоторым производителям молока», — объясняет Рыбалова.
Действительно, даже в опубликованных методиках анализа используются размытые формулировки «характерно для», «выявлены признаки присутствия» и т. д. И, по мнению члена региональной общественной организации «Защита прав потребителей» Евгения Митрофанова, производителя, который использует в производстве «натурального» сухое молоко не ждут какие-либо жесткие санкции.
«Разве что покупатель вправе потребовать вернуть деньги за товар или разницу между стоимостью молочного напитка и молока, причем требовать этого он может как у производителя, так и у продавца. Возможны претензии и от общественных организаций», — объясняет он.
Интересно, что на фоне споров о составе молока на витринах магазинов в Новосибирске стал достоянием общественности и ещё один случай, имеющий отношение к молочной теме. Так, недовольство Кириллова вызвало письмо новосибирского Роспотребназора за подписью главы управления Валерия Михеева, направленное начальнику управления и образования мэрии Новосибирска Геннадию Старцеву.
«В письме управление Роспотребнадзора рекомендует учебным учреждениям шесть производителей молока — как тех, чья продукция соответствует техрегламенту и пригодна для употребления в детских заведениях. И это притом, что в Новосибирской области работает 20 производителей, и их продукция ничуть не хуже», — негодует Кириллов.
Копия данного письма также имеется в редакции NS: в тексте упоминаются такие производители, как «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк», «Ирмень», «Искитимский молзавод», «Бараба» и «Консервщик». При этом заместитель начальника новосибирского управления ФАС Александр Ельчанинов признал, что в письме есть признаки нарушения антимонопольного законодательства (статья 15 пункт 4 закона «О защите конкуренции»), но оно требует более детального анализа. А сам Валерий Михеев вообще отрицает наличие какого бы ни было письма Роспотребнадзора на эту тему.
Экспортное сокращение
Вообще, ситуация с использованием якобы новосибирскими производителями сухого молока кажется тем более странной, что отсюда большая часть «натурального» молока традиционно вывозится в другие регионы, то есть сама Новосибирская область не испытывает нехватки продукции. По данным областного департамента АПК, доля «межрегионального молочного экспорта» в регионе достигает 40%.
Тем не менее, депутат областного Совета Арам Суварян продолжает спорить.
«Из-за нового техрегламента фермерам невыгодно „сушить“ молоко, поэтому почти все поставки идут из Китая. Производители закупили большое количество китайского сухого молока в прошлом году, и сейчас используют его», — утверждает Арам Суварян.
«Перекосы с введением нового техрегламента привели к тому, что сейчас наблюдается дефицит сухого молока», — отчасти соглашается с ним Гергерт. Он же рассказывает, что Новосибирская область продолжает вывозить значительную часть молока, так как местные компании не хотят терять рынки за пределами региона.
«Ну что ж, будем сокращать количество молока на вывоз, хотя этого делать не хотелось бы», — добавляет вице-губернатор.
Исчезнут ли после этого поводы для сомнений в натуральности молока на прилавках Новосибирска, пока неизвестно.
NEWSIB.RU