Начинаем!
Мясо и мясопродукты
Сообщений 1 страница 10 из 16
Поделиться22009-11-09 17:45:49
Колбаса "Рога и Копыта". Заставят ли пищевики нас есть продукты из щетины и когтей?
29.10.2009 10:30 | АиФ
Главное достижение постперестроечных лет – победа над дефицитом. Полки магазинов ломятся от провианта. Но купить настоящую колбасу, сыр, мороженое, да и многие другие продукты непросто – они в жутком дефиците. Почему?
Вот уже много лет я не покупаю российский сыр. Не только «Российский», но и вообще, весь сыр сделанный у нас. Почему я, будучи патриотом, не поддерживаю отечественного производителя? Потому что он не уважает меня, и всех нас. В конце 1990-х годов производители, при поддержке ученых-пищевиков, практически убили сыр. Вместо того, чтобы делать его из молока, они придумали, как дорогой молочный жир в сыре заменить на дешевые немолочные масла.
Представляете, берется для сыра обезжиренное молоко (обычно сухое), добавляется к нему специальное растительное масло. А дальше все происходит как и при производстве нормального сыра – свертывание смеси сычужными ферментами и созревание некоего продукта. В начале его называли сыром – «Пошехонским ИТ», «Костромским ИТ» и т.д.. Добавка «ИТ» расшифровывалась как «интенсивная технология» - такой продукт созревал за 30 суток, на треть быстрее настоящего сыра.
Экономические преимущества новой технологии перед классической для производителя были очевидны: «замена молочного жира на немолочный (не более 50%) позволяет уменьшить себестоимость продукта по сырью на 25-40%» - это цитата из рекламы ТУ для сыра «Пошехонского ИТ». Сами технические условия были разработаны в головном учреждении отрасли – ВНИИ маслоделия и сыроделия в Угличе. Сейчас эти документы сданы в архив, в 2005 году вступил в действие новый ГОСТ «Продукты маслоделия и сыроделия. Термины и определения», в котором подобную еду запретили называть сырами. Теперь их величают «сырными продуктами», но в их названии уже нет советских сырных брендов - «Пошехонского», «Костромского», «Российского»… Почему? «По причине возможных злоупотреблений, - объясняют специалисты ВНИИМС, - допускаемых отдельными недобросовестными производителями сыра, когда под видом классического (например, голландского или российского) сыра потребителю может быть предложен сыр с таким же названием, но содержащий растительный жир. Эта проблема стала настолько острой, что возникла необходимость защитить наши классические сыры от такого вмешательства в их состав». И сегодня ВНИИМС предлагает производителям ТУ сырных продуктов под названиями типа «Урожайный» и «Деревенский».
Но я думаю, что изрядная доля растительных жиров есть в большинстве российских сыров. Во-первых, однажды научившись экономить на сырье до 40%, трудно отказаться от этой привычки даже под страхом нарушения закона. А во-вторых, вкус у этих сыров часто такой, что дешевого растительного масла в них скорее всего больше половины. Ведь специалисты утверждают, что замена молочного жира немолочным более чем на 50% приводит к ухудшению сырного вкуса.
Термины вроде «сырного продукта» мне кажутся мертворожденными – он неточны, длинны, и вряд ли когда приживутся в народе. А значит, этот самый продукт всегда будут путать с сыром. Чтобы этого не случилось, предлагаю его называть «несыром» - просто и понятно. По технологии производства сыр, а по сути, нечто совсем другое. Уверен, только этим термином дело не ограничится. Нынешние продуктовые реалии требуют новых слов – неколбаса, немороженое, немасло… предлагаю вам продолжить мой краткий «Пищевой словарь языкового расширения» в конце материала.
Колбаса – это святое, в России это системообразующий продукт. Но и его добивают. В наши дни происходит последний акт этой драмы в трех действиях.
Действие 1-е. «Слово на три буквы»И вы его знаете, это - соя. Вряд ли стоит напоминать, что соей убили почти все вареные колбасы, сосиски, сардельки, и все недорогое, что делают из мяса. Не верите, попробуйте купить сосиски без сои – замучаетесь читать этикетки. Состав продукта всегда указан мелким почерком, и вряд ли вы что-либо без растительного белка найдете.
Действие 2-е. «Обвал подкрался незаметно»К счастью, сои почти нет в дорогих копченых и особенно, сырокопченых колбасах. Но и этому счастью пришел конец. Для этих продуктов нашли свой недорогой заменитель мяса, и он тоже называется на три буквы – ММО: мясо механической обвалки. Его все чаще можно найти в составе недешевых колбас, покупая их, внимательно почитайте состав.Что же такое ММО? Это когда на смену ловким рукам мясников приходят умные мозги инженеров. Они сделали такие машины, которые с помощью высокого давления снимают с костей и мягкие ткани, и жалкие остатки мяса, которое мясники не смогли обвалить, или, говоря простым языком, срезать. Эти остатки пропускают сквозь мелкое сито, получая нечто пастообразное. Это и есть ММО. Делают его и из животных, и из птицы – курицы и индюшки. Новый продукт существенно отличается от мяса по пищевой ценности. В нем белков меньше, чем жира (в мышечной ткани все бывает наоборот), и он быстро портится. И вообще – это немясо, а смесь его остатков, мягкой соединительной ткани, которую мы обычно выбрасываем с обглоданными косточками, костный мозг и небольшая примесь мелких костных осколков.
Действие 3-е. «Ни кожи, ни рожи»Но ММО это еще цветочки. Все чаще в составе колбас, даже самых сырокопченых и дорогих, встречается ингредиент с простым названием «животный белок». Это самый новый тренд в колбасном деле. Дешевый белок делают из кожи и соединительной ткани, и поставляют в Россию из ряда стран в виде порошка. Его разводят водой, превращая в коллоидную массу, и добавляют в продукты. Дешевое сырье, плюс экономия на воде, такой белок хорошо ее связывает, и значит, она занимает место полноценного мясного (мышечного) белка.
После этого напрашивается естественный вопрос: а щетину, рога, копыта и когти тоже приспособят к нуждам пищевой промышленности? Не исключено, ведь они тоже состоят из белка. Только очень прочного, и трудно поддающегося переработке. Но для «инженеров нечеловеческих туш» нет ничего невозможного, белки кожи и соединительной ткани тоже очень прочные, не переваривающиеся, и очень непростые для переработки. Но их же «сделали». И эти можно сделать. Тем более, что на кону большая экономия. А вся предшествующая история пищевой промышленности убедительно демонстрирует нам, как специалисты разрушают пищевые запреты, делая несъедобное - съедобным, горькое – сладким, безвкусное – вкусным, черное – белым…
Только вот цена этих новаций часто бывает очень большой. Коровье бешенство у скота и болезнь Кройцфельда-Якоба (ее аналог у людей), прямо связаны с «игрой в кости». Проблема возникла, когда животных стали широко кормить костной мукой. А она в свою очередь, оказалась зараженной прионами, попавшими в нее из спинного мозга. Не станут ли эти болезни более актуальными в связи с ММО? Конечно, производители всего этого подстраховали себя сертификатами, мнениями экспертов и результатами исследований, прежде чем выпустить товар на рынок. Но кто даст гарантию, что не повторится та же история, какая случилась с костной мукой.
Или другой пример. Чтобы переработать белок рогов и копыт, нужны очень жесткие условия, совсем не такие, как для мышечной ткани. А чем они жестче, тем выше риск образования токсичных и прочих опасных веществ. Специалистам хорошо известны случаи, когда канцерогены в избытке образуются даже при производстве соевого и некоторых других соусов. Процесс их создания - распад белков. Что уж говорить о более жестких процессах переработки.
«Пищевой словарь языкового расширения» на букву Н:
Неколбаса – продукт, в котором часть мяса заменена какими-либо немясными компонентами.
Немасло – продукт, в котором к сливочному маслу добавлены немолочные жиры.
Немороженое – продукт, сделанный по технологии мороженного, но в котором, молочные жиры частично или полностью заменены немолочными.
Несыр – продукт, сделанный по технологии сыра в котором часть молочных жиров и белков заменена немолчными (чаще всего растительными).
Нефарш – 1) продукт, сделанный с добавлением растительных белков, ММО или так называемых «животных белков»; 2) ММО - пастообразный продукт, который измельчен гораздо мельче, чем фарш, и продающийся под видом фарша.
Поделиться32009-11-09 17:50:14
"Длинная, зеленая, колбасой пахнет"
28.10.2009 09:45 | Самара сегодня
Помните такую старую загадку времен перестройки? Про пригородные электрички, доставлявшие людей из голодных окраин в Москву - за дефицитом? В том числе за колбасой, той самой, ливерной, содержание мяса в которой стремилось к нулю?
Загадка одновременно ассоциировалась и с электричкой, и с ливерной. Грустная ирония. Сегодня прилавки магазинов завалены «мясными» изделиями, дефицита нет и в помине, однако загадка все так же актуальна. Нет, колбасы-то, конечно, у нас нормального, мясного цвета. Но, как и раньше, их вид, и даже запах и вкус – обманчив.
В 1984 году на ВДНХ я посетил закрытую выставку «Пищевые добавки -1984». На той выставке я получил настоящий шок, узнав, что моя любимая вареная колбаса на 40% состоит из костной муки, на 20% из сои, и только на 40% из мяса. Прошли годы, наука и химическая промышленность шагнули далеко вперед, и я решил разобраться, что же мы едим теперь, под видом колбас и ветчин.
За базовыми разъяснениями я обратился к знакомому, бывшему зав. колбасным цехом одного из южных городов у моря. Задачей было понять, что можно покупать, а что нет, и существует ли возможность обычному человеку различать качественные и некачественные продукты.
«Прежде всего, расстанься с иллюзией, что собачий корм делают из мяса. После переработки туши свиньи или коровы на долю собак вообще ничего не остается, так как в пищевые продукты переводится все, от шкуры до рогов и копыт», - огорошил он меня, - а единственный способ сделать колбасу или сосиски дешевле - это не добавлять туда мяса вообще».
Давайте коротко разберемся в ситуации. Все мясные продукты выпускаются либо по ГОСТ (Госстандарту), либо по ТУ (Техническим условиям). Это отличие номер 1, так как ГОСТ предельно жестко регулирует технологию и рецептуру, а ТУ утверждаются самим производителем, и в этом случае рецептура продукта может быть самой произвольной. Таким образом, при прочих равных, продукция по ГОСТ всегда будет лучше качеством, но очевидно и дороже, чем продукция по ТУ.
Второе. Мясо - очень дорогая штука. Если учитывать его свойство к увариванию и ужариванию (минимум на 40%-50%), а также к усыханию в готовом продукте, то колбаса из «100%» мяса, будет стоить примерно в 4 раза дороже исходного продукта. Таким образом, увы, чем дороже колбаса, тем она более качественная, и содержит меньшее количество пищевых добавок.
Рядовой потребитель вряд ли способен отличить качественную колбасу от некачественной. Современные ароматизаторы, пищевые добавки, загустители и прочая «химия» таковы, что способны обмануть и зрение, и вкус потребителя. Рассмотрим, как им это удается.
Легче всего «подделываются под мясо» вареные колбасы и сосиски. Лучший способ заменить мясо в этих продуктах - использовать сою, которая прекрасно впитывает воду и разбухает. Лучшие сорта соевого концентрата способны впитывать на 1 часть белка до 10 частей воды. Неплохо, правда? Легкая замена 10 килограммам мяса.
Вторая часть, правда, достаточно полезная для организма, это «морковная клетчатка». Так же, как и соя, продукт способен очень сильно впитывать влагу, разбухая в разы. Так что производитель даже может похвастаться на этикетке, что его продукт "обогащён диетическими волокнами". При этом, сама клетчатка настолько универсальна, что применение клетчатки в пищевой промышленности - это лишь один из многих способов её использования. Из неё делают асфальт, кирпичи и даже наполнитель для кошачьего туалета!
Собственно о мясе. В недорогих колбасах и ветчинах оно вообще не используется. Часто в ход идёт так называемое MDM (mechanically de-boned meat), или по-русски «мясо механической обвалки». Хотя назвать это дело мясом язык не поворачивается. Кости с остатками жил и мяса под прессом превращают в нечто похожее на пюре и добавляют в колбасный фарш. Вместо «мяса индейки и курицы» часто используют MDPM - подобную же субстанцию, сделанную из костей и перьев кур и индеек. При этом на упаковке производитель честно пишет «Свинина», «Говядина», «Курица», «Индейка», и самое забавное, нашим законом это не запрещено. Вы уже вспоминаете «недорогие» продукты наших популярных мясокомбинатов?
А вот свиная шкура - это хит всех сосисок и сарделек. Замороженные куски свиной шкуры с кожей и жиром долго и упорно перемалывают с водой. В результате получается что-то вроде манной каши. Ее-то и засовывают в целлофан и нарезают на сосиски и сардельки.
Возьмем продукты «премиум-класса». Оказывается, карбонаты, окорока, корейки при внешней целостности тоже не 100% мясные. Они элементарно накачаны водой. Кусок мяса крутят в специальном вакуумном процессоре с водой, постепенно мясо впитывает в себя всю воду: становится тяжелее и вроде как «сочнее». В мышечную массу окорока с помощью шприца впрыскивается вода со специями. В результате кусок становится тяжелее более чем в два раза! Чтобы вода потом не вытекала из куска обратно, многие продвинутые мясокомбинаты впрыскивают в мясо не просто воду, а ее раствор с желатином или каррагинаном, продуктом получаемом из водорослей. Т.е. вода внутри мяса превращается в желе.
И вот вам совет от специалиста. Чем продукт «суше» и меньше блестит, тем более он натурален. Кстати, одним из «чемпионов накачки» является свиная шейка и карбонад, а вот свиную грудинку накачать практически невозможно из-за структуры мяса и жира.
Сырокопченая колбаса не подделывается? Увы, это миф. По ГОСТу колбаса делается 40 дней, а по ТУ, всего 7. Жидкость для копчения, кусочки мяса и жира, и конечно каррагинан и текстратеин набиваются в оболочку, сушатся и отправляются в магазин. В результате стоимость одной и той же марки сырокопченой колбасы разных производителей может различаться на 60%, в зависимости от состава и фантазии производителя. Моя любимая сырокопченая колбаса, например, стоит от 475 рублей, до 750.
Немного про тушенку. В тушенке довольно сложно отличить кусок настоящего мяса от структурированной соевой добавки, особенно когда тушенка холодная, а кусочки мяса в ней мелкие. При изготовлении настоящей тушенки в банку плотно закладываются 2-3 куска сырого мяса (а не много мелких кусочков!), сверху добавляется немного крепкого раствора поваренной соли и кусочек лаврового листа. Затем банка герметично закатывается и подвергается термической обработке в автоклаве при температуре 120 градусов. Таким образом, в настоящей тушенке содержится около 98% мяса и мясного жира. Российская же тушенка высшего качества обычно содержит около 58% мяса, как вы можете прочитать на упаковке. Знайте, что это уже суррогат с добавками всякой дряни.
Автор из своего опыта рекомендует тушенку, поставляемую из Белоруссии. Стоимость банки составляет 100-110 рублей, но она поистине стоит того.
Что делать, дабы не быть обманутым? Покупать натуральное мясо и рыбу, а в случае покупки колбасы и прочих деликатесов помнить, что низкие цены достигаются лишь при замене мяса на пищевые добавки. Увы, современная пищевая промышленность и ароматизаторы лишили нас шансов доверять своим ощущениям.
Поделиться42009-11-11 12:23:23
Мясной баланс.
11.11.2009 03:26 | WebAgro.net
В 2010 году режим квотирования импорта мяса в РФ останется прежним. Распределение тарифных квот на ввоз мяса между импортерами будет проводиться по историческому принципу, пропорционально объемам ввоза. Такое решение было принято вчера на правительственном совещании под руководством первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова. Прокомментировать его «Крестьянские ведомости» попросили руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергея Юшина.
Это решение очень взвешенное, наиболее сбалансированное и единственно правильное на данном этапе, - считает С. Юшин. – Оно выработано в результате очень плотного взаимодействия правительства и федеральных ведомств с отраслевыми организациями.
Сохранение существующего механизма распределения квот обеспечит стабильность на мясном рынке, поясняет руководитель НМА. При этом соблюдается баланс интересов производителей, переработчиков и потребителей, подчеркивает он.
С. Юшин напомнил, что ранее на одном из заседаний правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рассматривалось предложение Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) о переходе к реализации части квот на импорт мяса в 2010 году на аукционах. При этом обсуждалась возможность распределять на аукционах до 30% от общего объема квот на импорт мяса.
Если бы было принято такое решение, то в первой половине 2010 года мы бы столкнулись с дефицитом, а во второй – с переизбытком импортного мяса, считает С. Юшин.
«В текущих условиях аукцион невозможно провести раньше июня, - поясняет он. - Если на него выставляется 30% квот, то остальные 70% распределяются импортерами на весь год. В итоге в первой половине года ввоз получается на 30% меньше запланированного, а на вторую половину остается, во-первых, сэкономленный объем, во-вторых, аукционные квоты. В сумме – это почти на 86% больше мяса, чем в первой половине года. Такие перекосы на рынке никому не нужны».
Решение о сохранении «исторического принципа» распределения квот принято на основе серьезного анализа рынка, - продолжает С. Юшин. - Все просчитано с тем, чтобы создать хорошие условия, как для отечественных производителей мяса, так и для мясопереработки, торговли и потребителей. На мясном рынке России это решение отразится позитивным образом, - считает руководитель НМА.
Никаких неожиданных скачков или падений цен быть не должно, - полагает С. Юшин. - Сохранение существующего механизма распределения квот дает возможность прогнозировать объемы ввоза мяса на ближайший год и обеспечивает дальнейшее постепенное импортозамещение.
Кстати, для импортозамещения сегодня созданы все условия, - уверен С. Юшин. - Во-первых, продолжается субсидирование процентов по кредитам, во-вторых, реализуется ряд других мер поддержки. И мы видим интерес инвесторов, как к птицеводству, так и к свиноводству, - добавляет он. - Перспективы роста наблюдаются и в скотоводстве – в стране уже серьезно прорабатываются несколько крупных проектов по производству мясного КРС.
До сих пор инвестировать в производство говядины в России было не выгодно, потому что механизм квотирования по этому виду мяса не работал, - замечает С. Юшин. - И хотя со следующего года объем квоты на импорт говядины увеличен до 530 тыс. т, планируется значительно повысить внеквотную ставку. Благодаря этому производство говядины в нашей стране должно в перспективе также стать интересным бизнесом, полагает эксперт.
Что касается идеи проведения аукционов по продаже квот, то мы не отрицаем ее права на существование, - продолжает руководитель НМА. - И в бизнес-сообществе, и в правительстве РФ ее считают эффективной рыночной мерой. Причем, не исключено, что уже в 2011 году часть квот на импорт мяса будет распределяться через аукцион. Но для этого нужно очень серьезно посчитать, что продавать на аукционах, в каком объеме и с какой целью, - подчеркивает С. Юшин. - Надеюсь, что правительство и в будущем будет плотно взаимодействовать с отраслевыми организациями при решении таких важных вопросов, - добавляет он.
Диана Насонова «Крестьянские ведомости»
Поделиться52009-11-27 06:07:14
Свиньям показали пошлину
Правительство защитит рынок от импортных свиней запретительной пошлиной. Таможенная пошлина на живых свиней будет установлена в 40% от стоимости, но не менее 0,5 евро за 1 кг, рассказал «Ведомостям» директор департамента анализа внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Алексей Лихачев. Такое решение приняла в понедельник правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифному регулированию.
На то, чтобы закрыть лазейку, у правительства ушло пять лет. В 2003 г. Россия ограничила импорт мяса объемными квотами, в этом году квота, в рамках которой пошлина составляет 15%, — 531 900 т. Сверхквотный импорт ограничен повышенной пошлиной — 75% (но не менее 1,5 евро/кг). Практически сразу после введения квот начал расти импорт живых свиней, которые облагаются пошлиной в 5%. В 2004 г. было импортировано 55 000 голов, а в 2008 г., по данным «Мираторга» (крупный импортер мяса), — уже 603 000 свиней. В 2009 г., ожидает Национальная мясная ассоциация, будет ввезено уже 1 млн голов, или 100 000 т в пересчете на мясо.
Крупнейшим импортером живых свиней участники рынка называли «Ведомостям» компанию «Агрогалимекс». Гендиректор и владелец «Агрогалимекса» Галина Висящева говорит, что сейчас доля компании не превышает 20%: из ввезенных в 2009 г. 600 000-700 000 свиней, ее компания импортировала до 130 000. Многие покупатели-заводы стали самостоятельно импортировать живых свиней, а российские производители настолько снизили цены на свинину, что импорт сейчас убыточен, считает она. При цене в Европе в 1,05 евро/кг в Москве европейская свинья дорожает до 1,76 евро/кг (за счет пошлины, стоимости доставки, потери веса и гибели животных при перевозке). Полутуша из импортной свиньи у «Агрогалимекса» стоит 110 руб./кг, «Мираторг» продает собственные полутуши по 98 руб./кг, рассказывает Висящева. Из-за жесткой конкуренции с российскими производителями «Агрогалимекс» сократил поставки с 40 машин в неделю (в одну помещается 160 свиней весом 100-105 кг) до шести. При пошлине в 0,5 евро/кг стоимость импортной свиньи вырастет на 100 руб. и импорт встанет, уверена Висящева.
Вице-президент агрохолдинга «Мираторг» Александр Никитин называет цены компании на свинину рыночными и напоминает, что импорт был ограничен как раз для стимулирования российских производителей, а низкая пошлина на живых свиней позволяла использовать эту лазейку. Гендиректор мясокомбината «Велком» (один из крупнейших клиентов «Агрогалимекса») Раиса Демина говорит, что еще в 2007 г. комбинат перешел на покупку российских свиней. По ее данным, отечественные свиньи беконной породы сейчас продаются по 71 руб./кг, европейских предлагают по 77-78 руб./кг, а летом цена на них доходила до 89 руб./кг.
Источник: meatmarket.info
Поделиться62009-11-27 06:21:00
Замороженные полуфабрикаты — тенденции российского рынка в условиях кризиса. "eMeat". 25 ноября 2009
26.11.09 11:39 | eMeat | Advis.ru |
Президент крупнейшего российского производителя замороженных полуфабрикатов под ТМ "Золотой Петушок" и "Домашняя Сказка" – компании "Продукты Питания", Стефано Влахович, выступил на VIII ежегодном форуме Института Адама Смита "Агробизнес и пищевая промышленность РФ", 19 ноября 2009г.
Аналитические данные предоставлены агентством маркетинговых исследований "АМИ ВЕТРА-маркетинг".
По оценке президента компании "Продукты Питания", Стефано Влаховича, даже в условиях кризиса рынок ЗПФ демонстрирует устойчивый рост. Несмотря на замедление темпов роста в 2009 г. (в натуральном выражении - на уровне до 1%, в денежном исчислении - на уровне 3%), рынок по прогнозам аналитиков сохранит свою положительную динамику и в последующие два года, что объясняется доступностью сырья, снижением темпов инфляции, ростом доходов населения и как следствие - увеличением спроса.
Основную долю рынка замороженных полуфабрикатов по-прежнему занимают мясные полуфабрикаты (почти 45% доли oт объема рынка ЗПФ). При этом наиболее перспективным сегментом рынка в ближайшее время, будут традиционные мясные полуфабрикаты и продукция среднего и низкого ценового уровня.
Рост сегмента мясных п/ф, как самого емкого сегмента рынка ЗПФ, обусловлен в первую очередь растущим спросом на полуфабрикаты из мяса птицы, которые являются самым быстрорастущим сегментом рынка за последние 2 года. По предварительным оценкам аналитиков рынок замороженных полуфабрикатов из мяса птицы вырос в 2009 г. на 10—17% в натуральном выражении, а на период до 2011 г. средние годовые темпы роста этого рынка составят от 6 до 8%.
Доля ЗПФ из мяса птицы составляет уже 48 % от общего объема мясных полуфабрикатов. Полуфабрикаты из мяса птицы остаются наиболее доступной категорией. Их потребление растет в 2 раза быстрее, чем продуктов из говядины, и в 2,5 раза быстрее, чем из свинины (по данным Мясного союза, 2008 г.). Президент компании Стефано Влахович отмечает, что тенденции потребления 2009 года демонстрируют, что спрос на ЗПФ из мяса птицы опережает спрос на другие виды мясных полуфабрикаты благодаря доступности по цене и росту предложений – данная складывающаяся ситуация может придать дополнительный импульс.
В целом влияние кризисных явлений на российский продовольственный рынок оказалось умеренным. Кризис не привел к существенному сокращению потребления ЗПФ. На сегодняшний день, около 70% населения РФ являются потребителями замороженных полуфабрикатов. Хотя частота покупок ЗПФ несколько снизилась, но потребители уже не отказываются от этих продуктов, при этом доверие к марке, производителю, качество и вкус продукции остаются одними из ключевых факторов при выборе полуфабрикатов. Очевидно, что наряду с качеством возрастает значимость цены, как определяющего фактора при выборе ЗПФ, особенно в регионах, где под влиянием кризиса усилилась конкуренция со стороны локальных марок и наблюдается увеличение в употреблении более дешевой небрендованной продукции.
Аналитики прогнозируют, что доля активных покупателей (частота потребления несколько раз в месяц и чаще) полуфабрикатов в период с 2009 по 2011 гг. вырастет с 49% до 53% за счет увеличения частоты употребления традиционных полуфабрикатов.
Розничная торговля продолжает оставаться основным каналом дистрибуции для полуфабрикатов. В выигрыше оказались дискаунтеры и магазины экономичного формата, их доля превысила 12%, а выручка по обороту выросла на 32% .Наблюдается тенденция увеличения доли СТМ. Традиционные каналы розничной торговли (рынки и магазины у дома) наиболее актуальны для регионального рынка и их доля оценивается на уровне 13,5%.
Наиболее пострадал сегмент HoReCa (-3%), вследствие резкого сокращения посещаемости ресторанов. Согласно данным исследования "Комкон" (март 2009 г.) от питания вне дома отказалось порядка 20% жителей мегаполисов.
Стефано Влахович отмечает, что развитие рынка замороженных полуфабрикатов в ближайшие два года будет зависеть от уровня покупательной способности населения, расширения предложения доступной продукции хорошего качества, зависимости от импорта, роста общего уровня дистрибуции и дальнейшего развития современных форматов розничной торговли. От кризиса наиболее пострадают сегменты рынка ЗПФ с большой долей импорта из-за существенного увеличения цен.
В более выигрышном положении окажутся производители, которые обеспечат приемлемое качество выпускаемой продукции, идеальное соотношение "цена /качество" и хороший уровень дистрибуции своей продукции, а также те производители, которые ориентированы на переработку мяса курицы и свинины. Следует ожидать дальнейший роста спроса на традиционные полуфабрикаты и продукцию в среднем и эконом ценовых сегментах.
Если рассматривать объем потребления замороженных полуфабрикатов в России и сравнить с потреблением в других странах мира, то в России этот показатель составляет примерно 13 кг/чел. в год, что заметно ниже, чем в США и Европе. Россия по модели потребления — скорее северная страна, поэтому можно прогнозировать рост потребления. Несмотря на кризисные явления, на российском рынке существует большой потенциал для дальнейшего развития и роста.
Президент компании "Продукты Питания" Стефано Влахович в заключении своего выступления на Форуме подытожил, что в 2010-2011 гг. аналитики все же прогнозируют улучшение экономической обстановки, что будет дополнительно стимулировать спрос на замороженные полуфабрикаты, особенно из мяса птицы — как доступного по цене и перспективного для дальнейшего роста потребления.
Поделиться72009-11-27 06:22:16
Куриный рынок под европейским соусом. "ЛIГАБiзнесIнформ". 25 ноября 2009
26.11.09 08:36 | ЛIГАБiзнесIнформ | Advis.ru |
Уровень потребления мяса курицы, вследствие невысокой стоимости по сравнению с красным мясом, увеличивается по всему миру. При этом внутреннее производство - как в ЕС, так и в Украине - не всегда поспевает за этим ростом. Эксперты отмечают, что сегодня отечественным компаниям невыгодно увеличивать производство куриного мяса. Однако эта ситуация может измениться с выходом украинской продукции на рынок Европы.
В отличие от "красных" видов мяса - говядины и свинины, мясо курицы содержит в два раза меньше жиров. Кроме того, при потреблении мяса курицы не нарушаются какие-либо табу, существующие в мировых религиях, что также благоприятно отразилось на уровне потребления.
Еще одно преимущество куриного мяса - низкая, по сравнению с красным мясом, себестоимость. Поэтому, помимо потребления самого мяса птицы, растет объем его использования в производстве мясопродуктов. Украинские производители подстроились под потребителей, чья платежеспособность снизилась, и стали больше использовать дешевое сырье, в частности куриный фарш.
Мировой рынок
Согласно оценке ведущих мировых аналитиков, производство мяса в мире к 2018 году вырастет до 328 млн. тонн, причем годовой прирост производства мяса птицы на 2,3% превысит показатели по производству свинины и баранины (на 1,8%), а также говядины (1,3%). Вместе с тем, доля потребления мяса птицы (37%) впервые превысит потребление свинины - 36%.
По оценкам аналитического департамента Министерства сельского хозяйства США (USDA), в 2010 году мировой рынок курятины вырастет преимущественно благодаря рекордным уровням производства в Бразилии и Китае - 3,8% (до 11,42 млн. тонн) и 3,2% (до 12,5 млн. тонн) соответственно. Рост в Бразилии будет характеризоваться активным экспортом и значительным внутренним спросом, а в Китае - как ответ на усиление внутреннего спроса, обусловленного экономической экспансией страны.
Также способствовать росту рынка будет и мировой лидер по производству мяса курицы - США, где ожидается прирост на уровне 2% (до 16,2 млн. тонн).
Страны ЕС
Еще с середины нынешнего десятилетия производство мяса курицы на рынке ЕС едва обеспечивает внутреннее потребление. В 2005 году производство куриного мяса составило 8,17 млн. тонн, при этом потреблено - 8,08 млн. тонн. В следующем, 2006 году рынок - вследствие эпидемии птичьего гриппа - "просел" на 5%: производство снизилось до 7,74 млн. тонн, спрос - до 7,65 млн. тонн.
Уже год спустя - в 2007 году - потребление подскочило почти на 10% (до 8,36 млн. тонн) и превысило производство, где рост составил лишь 7,5% (до 8,32 млн. тонн).
В 2009 году, согласно предварительным подсчетам экспертов, производство "белого мяса" в Евросоюзе составит 8,62 млн. тонн, лишь на 100 тыс. тонн превышая потребление на уровне 8,61 млн. тонн. В следующем году, прогнозируют эксперты, потребление курятины возьмет уже новую "высоту".
Ожидается, что мировое потребление "белого мяса" в 2009 году составит 71,17 млн. тонн, что на 0,6% больше, чем годом ранее. А в 2010 году - вырастет на 3% до 73,7 млн. тонн.
Украина
В Украине внутреннее производство мяса курицы не покрывает потребление, однако не из-за нехватки мощностей или поголовья птицы. Основной причиной здесь является экономическая целесообразность, утверждают эксперты.
Так, по данным ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" (УКАБ), производство мяса птицы в Украине в период с 2006 по 2009 год выросло на 282 тыс. тонн до 860 тыс. тонн, в среднем увеличиваясь на 70 тыс. тонн в год. В то же время, внутреннее потребление за аналогичный период выросло на 305 тыс. тонн до 1047 тыс. тонн, увеличиваясь за год на 76 тыс. тонн.
Аналитики сообщают, что Украина импортирует ежегодно примерно 200 тыс. тонн мяса птицы - как по легальным, так и нелегальным схемам. При этом общее предложение за 4 года (с 2006 по 2009 год) выросло с 793 тыс. тонн до 1 млн. 119 тыс. тонн.
"Для промышленной переработки нам не хватает где-то 200 тыс. тонн дешевого сырья. Это в основном дешевые фарши, окорока. Отечественная продукция - охлажденная и довольно дорогая", - отмечает эксперт УКАБ Елизавета Святкивская.
Производители в Украине, отмечает эксперт, сегодня имеют все возможности полностью "насытить" украинский рынок, однако они выращивают ровно столько продукции и только такой ценовой категории, которую могут продать. Поскольку увеличить производство исключительно дешевой куриной продукции (например, окороков) невозможно без увеличения производства других, более дорогих составляющих (таких как филе), украинские компании ограничиваются теми объемами производства, которые гарантируют сбыт всех составляющих.
"Если бы мы могли экспортировать более дорогие части (например, грудинку, которая в Украине гораздо дешевле, чем в ЕС, и пользуется там спросом) и оставлять на внутреннем рынке более дешевые части, то мы могли бы покрывать внутренний спрос", - считает Е.Святкивская.
Хотя украинские предприятия пока не экспортируют мясо птицы в ЕС, результаты проверок пяти украинских предприятий европейскими инспекторами в июне текущего года оказались позитивными и, судя по всему, выход на рынок Европы - дело ближайшего будущего.
Поставляя на внешние рынки отечественную продукцию, украинские производители смогут расширить рынки сбыта и сократить долю импорта. По оценкам УКАБ, доля официального импорта в Украину будет постепенно сокращаться. Так, если в 2006 году доля составляла 155 тыс. тонн, а в 2008 году - рекордные за последние 4 года 256 тыс. тонн, то до 2014 года его доля должна снизиться до 50 тыс. тонн.
Запас потребления
Если сравнивать уровень потребления мяса курицы в США и Украине, можно говорить о том, что на отечественном рынке есть еще большой запас для роста.
К примеру, на одного жителя страны Евросоюза в среднем за год приходится 17,1 кг курятины, но в США, которые являются крупнейшим в мире потребителем и производителем данного вида мяса, - в среднем 44 кг.
Доля потребления куриного мяса в США составляет одну пятую часть мирового объема, несмотря на то, что уровень потребления в этой стране снизится в 2009 году (уже третий год подряд) с 13,6 млн. тонн до 13,0 млн. тонн.
В Украине потребление куриного мяса на одного жителя превышает средний уровень стран ЕС и, по оценкам экспертов УКАБ, вырастет в 2009 году по сравнению с 2008 годом примерно на 1 кг - до 22,7 кг.
Поделиться82009-11-27 06:23:11
Мировой рынок говядины фиксирует падение
26.11.09 08:39 | ЛIГАБiзнесIнформ | Advis.ru |
Производство говядины в 2009 году во всем мире сократится, составив 56,78 млн. тонн. Таким образом, уровень производства в текущем году снизится на 2,2%, или на 1,27 млн. тонн - с 58 до 56,8 млн. тонн. Одной из основных причин сокращения и производства стала высокая цена говядины, по сравнению с другими видами мяса, на фоне общего падения покупательной способности в мире. Об этом сообщает Ассоциация аграрных фермеров Германии, комментируя последний прогноз Министерства сельского хозяйства США (USDA) по мировому производству мяса.
Мировые лидеры сократят производство
США по-прежнему остаются мировым лидером по производству говядины, несмотря на то, что производство в 2009 г. сократится на 2,8% до 11,82 млн. тонн. С большим отставанием идут Бразилия (8,94 млн. тонн) и ЕС (8,0 млн. тонн), где сокращение выпуска данного вида мясо составит по 1% против 2008 г.
Гораздо более значительное падение производства ожидается в Китае: рынок говядины "просядет" в нынешнем году аж на 6,0% до 5,76 млн. тонн. В Аргентине, напротив, производство вырастет – на 1,6% до 3,2 млн. тонн.
ЕС: "дыры" в предложении растут
С 2003 года ЕС является импортером мяса говядины, при этом "дыры" в предложении данного вида мяса в последнее время все увеличиваются. Так, в 2008 году в ЕС было импортировано 262 тыс. тонн, в 2009 г. ожидается увеличение завоза – до 310 тыс. тонн. В 2010 г. для удовлетворения спроса на говядину и тялятину в ЕС завоз говядины должен увеличиться до 330 тыс. тонн. Данную нехватку в говядине, по ожиданиям экспертов, покроют поставщики из Южной Америки, для которых ЕС является прибыльным рынком. Так, поставщики из Бразилии вновь увеличили объемы экспорта в ЕС после того, как европейцы временно ужесточили правила импорта.
Падение спроса ухудшит ценовую перспективу
На сегодняшний день аргентинские производители говядины испытывают сложности с поставками, так как затяжная засуха в стране привела к сокращению пастбищ и, соответственно, корма для скота, поголовье которого также снизилось.
С ценами на говядину на конец года европейские производители вряд ли будут довольны, даже если производство сократится по сравнению с прошлым годом. С одной стороны, европейский рынок для иностранных производителей является привлекательным, с другой стороны, эксперты рынка ожидают, что мировой спрос будет двигаться в одном направлении с производством – вниз. Так, в 2009 г. в мире будет потреблено 56,12 млн. тонн говядины, что на 2,3% меньше, по сравнению с показателями годом ранее.
Во многих странах потребители – вследствие экономического кризиса – переходят на потребление курятины или свинины, вместо дорогой говядины. При этом сегодня филе и другие ценные части туши можно купить по гораздо более привлекательной цене, чем год назад.
Поделиться92009-12-11 07:45:14
Мясо многим гражданам России станет «не по зубам»
09.12.09 03:44 обсудить в ЖЖ обсудить в форуме версия для печати карманная версия
Мясо многим гражданам России станет «не по зубам»
Москва, Декабрь 09 (Новый Регион, Дарья Неклюдова) – Правительство начало наступление на мясной импорт: на 60% вырастут таможенные тарифы на мясо крупного рогатого скота, поступающее сверх установленных квот. Больше станут платить на таможне импортеры баранины и лягушачьих лапок. Принятые меры объясняются необходимостью поддержать отечественных производителей.
Новые пошлины вступают в силу с 1 января 2010 года в связи с переходом на ставки единого таможенного тарифа, утвержденного 27 ноября этого года в Минске президентами трех стран – участниц таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстана), пишет «Время новостей».
Пошлины на поступающих из-за пределов таможенного союза живых свиней, кроме чистопородных племенных животных, на которых сохраняется нулевая ставка, увеличиваются с 5 до 40%, но не менее 0,5 евро за килограмм веса. Мясо крупного рогатого скота, ввозимое вне квот, вместо 30%, но не менее 0,3 евро за килограмм, станет облагаться пошлиной в 50%, но не менее 1 евро за килограмм. Импортеры баранины или козлятины вместо 15% будут вынуждены перечислять в бюджет 25%, но не менее 0,35 евро за килограмм.
Наступление на мясной импорт вполне укладывается в логику действий властей в последнее время. Премьер-министр Владимир Путин во время прямой линии с народом на прошлой неделе особо отметил достижения отечественного животноводства, обеспечившего в этом году десятипроцентный рост.
В этом году на развитие агропромышленного комплекса из разных источников выделено около 700 млрд рублей. В частности, государство пошло на 100%-ное субсидирование ставок Центробанка РФ по кредитам, выдаваемым под инвестиционные проекты в мясном и молочном животноводстве. Впервые стали субсидироваться долгосрочные кредиты, выдаваемые на восемь лет.
«Цель повышения таможенных пошлин – сохранить рентабельность отечественного производства», – уверен руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его словам, в этом особенно нуждается свиноводство на фоне снижения цен на свинину в Европе за последние два месяца на 15-20%.
Глава НМА надеется, что «повышение пошлин не приведет к росту цен выше того комфортного уровня, который установился в последние полтора года».
Вполне логично, что повышение таможенных пошлин на мясо сопровождается увеличением ввозных тарифов на колбасу и другие виды готовой мясной продукции – с 20 до 25%. Только на мясные продукты для детского питания и без того невысокая ставка в 5% обнуляется.
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Поделиться102009-12-11 07:49:54
«Благодаря» Таможенному союзу в России «взлетят» цены на мясо
Правительство начало наступление на мясной импорт. На 60% вырастут таможенные тарифы на мясо крупного рогатого скота, поступающее сверх установленных квот. Больше станут платить на таможне импортеры баранины и лягушачьих лапок. Принятые меры объясняются необходимостью поддержать отечественных производителей.
Новые пошлины вступают в силу с 1 января 2010 года в связи с переходом на ставки единого таможенного тарифа, утвержденного 27 ноября этого года в Минске президентами трех стран — участниц таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстана), пишет "Время новостей".
Пошлины на поступающих из-за пределов таможенного союза живых свиней, кроме чистопородных племенных животных, на которых сохраняется нулевая ставка, увеличиваются с 5 до 40%, но не менее 0,5 евро за килограмм веса. Мясо крупного рогатого скота, ввозимое вне квот, вместо 30%, но не менее 0,3 евро за килограмм, станет облагаться пошлиной в 50%, но не менее 1 евро за килограмм. Импортеры баранины или козлятины вместо 15% будут вынуждены перечислять в бюджет 25%, но не менее 0,35 евро за килограмм.
Наступление на мясной импорт вполне укладывается в логику действий властей в последнее время. Премьер-министр Владимир Путин во время прямой линии с народом на прошлой неделе особо отметил достижения отечественного животноводства, обеспечившего в этом году десятипроцентный рост.
В этом году на развитие агропромышленного комплекса из разных источников выделено около 700 млрд рублей. В частности, государство пошло на 100%-ное субсидирование ставок Центробанка РФ по кредитам, выдаваемым под инвестиционные проекты в мясном и молочном животноводстве. Впервые стали субсидироваться долгосрочные кредиты, выдаваемые на восемь лет.
"Цель повышения таможенных пошлин — сохранить рентабельность отечественного производства", — уверен руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его словам, в этом особенно нуждается свиноводство на фоне снижения цен на свинину в Европе за последние два месяца на 15-20%.
Глава НМА надеется, что "повышение пошлин не приведет к росту цен выше того комфортного уровня, который установился в последние полтора года".
Вполне логично, что повышение таможенных пошлин на мясо сопровождается увеличением ввозных тарифов на колбасу и другие виды готовой мясной продукции — с 20 до 25%. Только на мясные продукты для детского питания и без того невысокая ставка в 5% обнуляется.